Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Первая картина маслом (В каком возрасте можно начинать писать маслом?)

  Папа обычно писал маслом. Мастерской у него не было, поэтому, занимался живописью он в большой комнате, в зале, даже иногда при включённом телевизоре и даже, когда мы все - домашние - сидели и болтали рядом о чём-то своём. Все - это мы с братом, мама и иногда ещё к нам присоединялся громким мяуканьем кот. В общем, нормальная такая творческая семья.

Папа любил живопись маслом, но к этому материалу он тоже пришёл не сразу, потому, что у него не было возможности писать в квартире, пока мы с братом были маленькие: запах от красок и разбавителя распространялся быстро - можно было легко заработать аллергию. Поэтому, папа долгое время использовал в своих работах пастель, карандаши, акварель - словом то, что не имеет запаха. И вот, когда мы выросли, стало возможным писать его любимым материалом, тем более, что жилплощадь более-менее позволяла.

  Мне, конечно, очень хотелось писать маслом. Я видела, как папа это делает, наблюдала за ним постоянно: не только за самим процессом, но и за подготовкой к нему и последующим действиям. Папа с детства учил меня разглядывать живопись. Он говорил, что живопись нужно “смотреть руками”. Поэтому у меня до сих пор срабатывает внутри какой-то рефлекс: когда я прихожу в гости и вижу картину, интересно написанную маслом, например, в ней применена фактурная мазковая техника живописи маслом, или техника узелкового письма, первое, что я делаю - начинаю её прощупывать. Первое знакомство с картиной у меня происходит через руки. Фактуры, которые использовались в живописи, дают представление о работе художника, помогают понять, как он мыслил, как укладывал слои, как наносил мазки краски. Это позволяют проанализировать, какова была творческая, живописная манера художника. Поэтому, когда очередная папина картина просыхала, я с удовольствием её прощупывала, легонько трогала пальцами, чтобы не повредить внутренний, ещё не просохший слой краски (масло просыхает послойно, если работа велась корпусно, пастозно, то сначала образуется тонкая плёнка-корочка, а уже потом досыхает то, что внутри). В связи с этим, с картинами, которые находятся ещё в процессе написания или только что закончены “знакомиться” нужно очень аккуратно, чтобы не повредить её.

  Конечно, меня всегда привлекала “кухня” художника - как это делается: как замешивается цвет на палитре, как подбирается мазочек к мазку, как последовательно ведётся работа над картиной от начала до завершения, какие инструменты используются. Про инструменты мы поговорим отдельно, потому что опыт моего папы, в этом плане, очень богатый - он инструменты: кисти, краски, палитру, готовил под себя.

  Я не могу пользоваться его инструментами. У меня остались некоторые кисти и палитры - они хранятся просто как семейные реликвии.

  Разумеется, мне очень хотелось самой научиться писать маслом, попробовать выполнить хотя бы маленькие упражнения, хотя бы понять, как выкладывать краску на палитру, почувствовать тактильно, каково это - ощущать материал. Иногда я даже приходила втихаря, когда рядом никого не было, брала кисточку с замесом (папа оставлял кисти и мастихин, когда уходил на перерыв) и потихоньку подмазывала уголок, чтобы почувствовать, как кисть, пружинит о холст, как липнет красочный слой, как мелкозернистой пастой укладывается краска. Это было очень приятно и интересно, особенно с точки зрения ребёнка (тогда я была уже школьницей).

  Однажды папа мне предложил попробовать писать маслом самой: “Я вижу, что тебе интересно, хочешь?”. “Конечно! Как можно вообще не хотеть писать маслом!”. Мне была выделена загрунтованная картонка ДВП, сантиметров 12х12, совсем маленькая; малюсенькая палитра, примерно формата А5; несколько кисточек, штуки 3-4, тоже небольшие, и тюбики с красками. Папа уступил мне свой большой мольберт, установил чуть под наклоном картонку. А моделью для меня служило яблоко. Обычное яблоко, светло-зелёного цвета. Мы положили его на полированный стол, чтобы оно отражалось. Формат картонки был, если не квадратный, то приближенный к квадрату, и мне нужно было расположить в нём яблоко так, чтобы слегка было видно его отражение. Вот тогда-то папа и начал обучать меня всему арсеналу приёмов художника. Модель была простая, задачи минимизированы - должны были работать только руки и голова. И вот тут я поняла, что масло, это, действительно, целый мир, целый космос, потому что, в зависимости от того, какой именно степени разведения краску ты положишь на основу, такой и будет эффект. И возможностей там очень много.

  Сам стол я написала лессировками. Папа сказал, что краску нужно развести пожиже и втирать её в основу. Получился эффект такого глубокого, тёмно-коричневого холодного цвета. Само яблоко папа предложил мне писать корпусно, как говорят художники, нанося мазки достаточно плотно, то есть краска должна ложиться как паста. Я наносила её по форме предмета сразу, достаточно толстым слоем. Потом уже, когда я основательно изучила технологию живописи маслом, оказалось, что это был метод “а-ля прима”, то есть письма сразу, за один сеанс. Здесь папа был абсолютно прав, ведь именно с этой техники стоило начинать заниматься масляной живописью - страх перед маслом улетучился сразу, потому что было очень интересно. Ну, и, благодаря тому, что подобные яблочки я уже рисовала в детской художественной школе, достаточно много и старательно, результат оказался неплохим: реалистичным, меня и моего учителя он удовлетворил. Потом папа помог мне оформить всё это в небольшую рамочку, и я подарила эту работу своей подружке. Это была моя подруга детства, с которой мы были дружны чуть ли не с младенчества, поэтому для неё мой первый урок и мастер-класс живописи маслом, наверное, был одним из самых интересных и необычных подарков. Она, действительно, это оценила.

  Потом были ещё несколько работ. На тот момент, когда я взяла масло в руки в первый раз, мне было лет 15, и я смогла оценить по достоинству саму технику, материал, понимая всю его сложность и прелесть одновременно. Поэтому, я не советую совсем юным ученикам, лет с 10, а бывает и раньше, лет с 7, брать масло в руки, посещать мастер-классы по живописи маслом, потому что: во-первых, дети не всегда могут контролировать себя в процессе занятия. Если сильно увлечены, они могут брать в рот пальцы, кисточки, в этом случае краска попадает в организм - это опасно.

  Во-вторых: во время урока маслянной живописи идёт очень сильный запах от самих красок и, особенно, от разнообразных разбавителей. Даже если писать на пинене без запаха (сейчас такой существует), небольшой, но резкий запах всё равно будет. Ну, и, конечно, при занятиях с ребёнком, для упрощения задачи под возраст ученика, часто нарушается технология. Например, разводить масло необходимо тройником, а на простеньких, дешёвых мастер-классах часто используют только разбавитель. От этого работа нередко получается пожухлой, особенно, если работа ведётся на холсте, наклеенном на картон. И, к сожалению, результат может оказаться плачевным: через полгода (а бывает и раньше) картина начнёт видоизменяться. Представьте, как расстроится ребёнок, если он это заметит!

  Поэтому, советую начинать писать маслом в осознанном возрасте. Обычно мы в Художественной Школе Jotto, советуем начинать с 12 лет (это минимум!), а лучше с 15-16 лет, чтобы человек, начинающий художник “дозрел” до этой техники, чтобы он понимал технологию, методику живописи маслом, почувствовал все её особенности. Это должно быть не развлечение, а именно обучение, чтобы те базовые знания по владению материалом, которые мы даём, юный художник мог применить уже самостоятельно. Конечно, живопись маслом - это особый шик, удовольствие, невероятные ощущения и полное погружение в процесс - ты чувствуешь себя настоящим художником. Но нужно быть готовым для этого, и психологически и морально и по возрасту. Я, конечно, желаю вам творческих открытий, но советую не торопиться, выдержать нужное время, возраст - и добро пожаловать на занятия! Я с удовольствием помогу разобраться в самой технологии и методике, способах и приёмах живописи маслом, и конечно, помогу сделать изображение максимально реалистичным, приближенным к видимому в жизни, а, возможно, даже академическим (если у вас есть базовая подготовка). Я желаю, чтобы вы пришли на занятия масляной живописью готовым. Ведь плод будет самым вкусным и полезным именно в оптимальной степени зрелости.


  • Сайт
  • Магазин