Моя учительница литературы, Н. В. Тетерина, часто возражала на доводы учеников, типа: “Я прочитал “Мёртвые души”, мне Гоголь вообще не нравится”. Она отвечала: “Вы не имеете права говорить, что вам не нравится автор, если вы прочли всего одно произведение, и то отрывками, и не до конца. Чтобы иметь представление об авторе, прочтите хотя бы 3-5 его вещей”.
Об этом же я со временем начала говорить своим ученикам: как можно утверждать, что акварель не нравится, если сделал всего пару попыток освоить её? Даже если рассуждать чисто технически: за 1-2 подхода невозможно ни приёмы разные попробовать, ни теорию изучить, ни с практикой её соединить, и я уже не говорю об индивидуальной манере рисования! Давайте начнём с того, что чтобы сделать личный выбор - живопись, графика и какая именно - стоит попробовать многое и сделать несколько подходов.
Многие художники не останавливаются перед выбором между живописью и рисунком (графикой) и спокойно совмещают, занимаются рисованием и тем, и тем вместе. Так, например, работал мой папа - нравилась пастель: писал какое-то время пастелью; захотелось традиционной масляной техникой заняться - пишет маслом. Я придерживаюсь иного мнения. Даже в художественных ВУЗах эти два вида изобразительного искусства разводят: существуют две отдельные кафедры - рисунка и живописи (ДПИ в расчёт не берём). Это помогает сконцентрироваться на особенностях технологии, найти свой удобный вид той же графики: оригинальная или печатная, например; цветная или чёрно-белая; большого размера или миниатюра, или, вообще, рисовать в смешанной технике, собственного изобретения.
Вариантов масса. И не приходится сравнивать себя с художниками “из другой оперы”. Как можно сравнивать, например, акварелиста и пастелиста - это же две параллельные вселенные!
Конечно, желательно определить одну свою узкую специализацию, излюбленную технику, которая характеризует художника, как визитная карточка. Она появится, конечно, не сразу, путём перебора, проб и ошибок, личных особенностей и склонностей. Как Гойя, избравший и отточивший технику офорта, узнаётся по характерным сюжетам и композиционным приёмам, а Фёдор Толстой, ювелирно владеющий акварелью, по контурным линиям и ощущению материальности объектов, современные художники ищут свой путь в освоении и совершенствовании любимой техники.
И опыт освоения основ, приёмов, методов работы над тем или иным видом рисунка или живописи, у каждого свой. Как правило, художник начинает с простейших традиционных упражнений с учителем (без учителя не выйдет ничего, поверьте), изучает наследие мастеров предыдущих поколений, возможности и технологию материала. Отдельно стоит уделить внимание копированию и, уж конечно, работе с натуры. И уже когда хоть какие-то наработки есть, можно заниматься экспериментированием. Как Дега, изучающий композицию у мастеров японской гравюры, отработавший классические и современные приёмы композиции на практике, разрушил все каноны, чтобы создать нечто новое, свежее, эти же самые каноны подтверждающее. Но о композиции поговорим в другой раз. Итак, без личностного, индивидуализированного, конкретно вашего опыта освоения любая техника остаётся среднестатистической: хотите большего - рискуете, пробуете.
Случается такое, что несмотря на то, что художнику очень нравятся работы других авторов, выполненные в какой-то особенной технике, предположим, сухой кистью, но самостоятельные попытки создать что-то, хотя бы вразумительное, безуспешны. Не стоит грустить и ломать кисти через колено, дав себе слово никогда не писать портреты. Если что-то не получилось сразу, не беда - вода и камень точит. Это не значит, что данная техника вам не подходит, просто приложите чуть больше усилий, затратьте чуть больше времени, реализуйте более осознанную, основательную деятельность и результат будет. Я тоже была в такой ситуации: много лет я безуспешно пыталась выудить из академической акварельной техники хотя бы подобие свежей творческой работы - кроме простых ученических этюдов ничего не удавалось.
И уже разочаровавшись в капризах акварели, я на многие годы забросила свои попытки подружиться с ней. Но появилось немного свободного времени и возможность использования разных видов бумаги, кистей, красок и современных “фишек” - я взялась за дело. Кипы испытательных рисунков и загубленных работ, забрызганные стены мастерской, куски разной по качеству бумаги и цветные выкраски-упражнения… Всё это ничто, в сравнении со смелыми, сочными листами рисунков акварелью. Пропал страх что-то испортить, появились новые возможности, техники и приёмы. Теперь акварель - одна из горячо любимых мною техник. И я с удовольствием делюсь своим опытом с учениками, потому что хочу передать всю любовь и благоговение перед этим водорастворимым волшебством.
Выбор за вами, а чтобы глаза не разбежались, давайте рассортируем все виды изобразительного искусства в виде схемы.
⬐ РИСОВАНИЕ ⬎
Живопись ↲ ↳ Графика
Ну, и чтобы сделать тактичный, осознанный выбор, конечно стоит попробовать всего понемногу, под руководством профессионального художника, и выбрать, решить, что подходит именно вам. Ну, а если вдруг что-то пойдёт вкривь и вкось, не получится совсем, категорически, то можно стать хорошим ценителем, как в фильме “Красотка”, помните? Ведь никто не спорит о вкусах, тем более, когда вы перечли всего Набокова и вам не понравилось ;-)
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)