Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Поэтапное рисование. Рисовать портрет.

Формат А2
Материалы: карандаши USLON Н, НВ, В, 2В, 3В, 4В; ластик Faber-Castell, ватман, клячка или формопласт по мере надобности (я не использовала, но пригодиться может). 
Совет: половину листа ватмана лучше натянуть на планшет, чтобы бумага не давала волн и была плотно и ровно зафиксирована

1. Компонуем в листе всё изображение - голова, плечи, кисти рук. Сразу пробуем поймать наклон головы и характер лицевой и затылочной частей. Замеряем и соотносим пропорции плеч, рук и головы друг по отношению к другу. Находим нужную пропорцию ширины и высоты головы. Используем карандаш Н, чтобы не перечернить лист на начальной стадии. Линии наносим лёгкие, едва заметные, главное (голова) сразу акцентируем более широкими и контрастными линиями.

2. Намечаем линии "крестовины" - вертикальная ось симметрии лица и линия глаз. Особое внимание уделяем наклону серединной вертикальной линии лица.
Лёгкими линиями отделяем лицевую часть от боковой (угол скулы, виска и залом линии в районе глазницы. Рисуем линию рта, угол носа и линию основания носа, линию бровей, линию роста волос. Все линии, намечающие парные формы и лежащие условно параллельно друг другу в лице, в нашем случае будут сокращаться - стремиться в одну точку на линии горизонта, как все линии, не параллельные линии горизонта, но параллельные друг другу.
Находим трапециевидную форму переносья. От него прорисовываем переднюю плоскость носа и намечаем боковую плоскость носа. Точно построенные, эти элементы помогут определиться с размером глаз и расстоянием между глазами. Проверяем расположение угла нижней челюсти по соотношению с нижней плоскостью носа. Рисуем силуэт уха.
Определяем толщину шеи и место её крепления к торсу. Тонкой линией рисуем линию роста волос. На этом этапе желательно использовать грубые, обрубовочные формы и прямые или слегка изогнутые линии, не старайтесь сразу прорисовать все изгибы и неровности,  этому ещё уделим внимание, но чуть позже.

3. Намечаем форму верхнего края верхней губы, характер и положение глазных яблок.

Скользящими набросочными линиями рисуем воротник рубашки, рукав и силуэт поднятой вверх руки. Обязательно промеряем и сопоставляем ширину и длину ладони, акцентируем мизинец и большой палец.

4. Детализируем нос: разбираем большую форму носа на более мелкие плоскости: место срощения кости и хряща в переносице, нижняя плоскость носа, характер и ширина ноздрей, толщина ноздри и боковая её часть. Отделяем носогубный фильтр от боковых частей объёма верхней челюсти - они формируют окат верхней губы. Определяем высоту подбородка и его очертание, в виде лежащей восьмёрки изображаем мышцы между нижней губой и подбородком (не забываем о сокращении частей лица при повороте). Задаём контур нижней губы и углы губ намечаем чуть контрастней. 
Выделяем резче скуловую кость и намечаем жевательную мышцу (в самом углу нижней челюсти) и носогубную складку и мышцу над ней.
Прорисовываем разрез глаз, характер век и их толщину, слёзную железу. Только после этого можно прорисовать радужки и зрачки. Обратите внимание на направление взгляда - зрачки должны смотреть в одну сторону, а радужка - это линза, лежащая на глазном яблоке. 
Над глазами определяем характер и толщину бровей, внимательно наблюдаем, как изменяется наклон и толщина бровей в соответствии с наклоком головы и сокращением формы. Отделяем надбровье от лобных бугров зигзагообразной линией.

Покрупнее основные построения. Дальний глаз должен "завернуться", т.е. он будет выглядеть как плоскости век, положенные на шарообразную форму, не "рыбкой"))). Внешний угол левого глаза не будет виден. Обратите внимание, что верхние веки должны накрывать нижние, иначе человек не сможет моргать))).

5. Лёгким серым тоном определяем, какие плоскости будут затемнены. Заштриховываем тени во всём лице.Задаём характер причёски энергичными волнообразными линиями. Используем карандаш НВ.
В ухе отделяем основные формы - ушное отверстие и его очертание, мочка, козелок, гребни хрящей. 
Тоном начинаем моделировать лобные бугры.
Отделяем резкой тёмной линией и более небрежной штриховкой край воротника рубашки..

Первая прокладка тоном поближе. Штрихи ложатся по форме, определяя направление плоскостей внутри большой формы головы. Не стоит делать штрихи очень резкими, держите карандаш почти параллельно плоскости листа.

6. Штрихами по форме моделируем объём глаз. Прокладываем тени от век на глазном яблоке, тональность радужки и зрачка, нижние теневые части бровей. Ластиком выбираем блики в глазах. Уплотняем "петельку глаза" (от слезника к переносице и, выше, к брови), ушную раковину, тень по краю глазницы и под скулой. Вертикальной штриховкой объединяем дальнюю часть лица: от брови и ниже. Так же вертикально обобщаем боковую часть лица справа.

Штрихи наносим в виде обрубовочных плоскостей, задавая движение больших тональных масс. Ненужные линии построения ослабляем, важные - подчёркиваем и привязываем к тональному пятну. Основной акцент на глазах и переносице.

Ресницы можно слегка наметить, но не вырисовывать каждую ресничку и волосок - они могут разрушить общую большую форму.

7. Укладываем штриховку по форме, вдоль основных объёмов и мышц, постепенно  набирая тональность всего лица.на границе передней и боковой плоскостей носа и на ноздре ластиком выбираем блики, но они не должны быть такими же белыми как блики в глазах. Брови штрихуем более жёсткими точными линиями, моделируя волоски. Набираем тональность волос.

Характер штриховки поближе. Начинаем проходить тени и полутени, оставляя самыми светлыми освещённые участки лица.

8. Отделяем кончик носа от его основного объёма диагонально направленной штриховкой,чуть подробнее прорисовываем, моделируя плоскостями, крылья носа. Укладывая штрихи по направлению мелких плоскостей, рисуем нижние веки и верхнюю часть скулы. Уплотняем падающие тени под носом и под скулой.
По движению роста волос мелкой жёсткой штриховкой создаём фактуру щетины в нижних частях щёк, на подбородке и над верхней губой. Подчёркиваем энергичными контрастными линиями край нижней челюсти. 

9. У крупных мышц - носогубная складка, ямка над подбородком под губой, височные впадины, боковая сторона щеки - усиливаем контраст между светом и тенью, штрихуем тени по форме плоско.

10. Добавляем глубины тона в волосах, одежде, бровях, глазах. Отделяя штрихами светлое от тёмного, рисуем вихры волос на виске и на лбу. Комбинируем карандаши разной мягкости - для серых оттенков: диапазон НВ-2В, для тёмных - 3В-5В. Чуть подробнее и контрастнее отрисовываем формы уха. Можно наметить более детально складки морщин на лбу, углы рта, петельку глаза и тени у глаз. Обратите внимание, что лицевая часть моделируется более аккуратными, точно посаженными на свои места штрихами серой тональности, волосы и одежда рисуются более небрежно, эмоционально, энергично мягким грифелем. 

11. Прямыми и изогнутыми по форме штрихами рисуем форму лба, щёк, затылка, подчиняясь логике освещения лица.

12. Можно использовать рыхлые штрихи для моделировки гладких поверхностей и больших объёмов и жёсткий, резкий штрих для более фактурной проработки отдельных частей портрета. См. фото.

13. Уточняем границу плеч и спины, находим нужные линии и ключевые точки. Выбираем ластиком рефлекс в нижнеё части кончика носа, затемняем волосы у ушей, край нижних век, зрачки, касание носа и носогубного фильтра подчёркиваем.

14. "Причёсываем" однонаправленными штрихами брови, ластиком мелкими белыми штрихами рисуем светлые волоски в нижней части скулы

Отдельные куски поближе

15. Намечаем в линиях движение рук: плечи, предплечье, характер кистей рук, направление и толщину пальцев, расположение основных мышечных подушек на ладони. Складки одежды прорисовываем легко, не вдаваясь в подробности, главное здесь - прочувствовать, проанализировать, как будут выглядеть мышцы и кости под одеждой. Размер ладони сопоставляем с лицевой частью головы - ладонь с пальцами должна уложиться в расстояние от края подбородка до середины лба, не более.

Разметочные линии  правой руки

16. Проходим штриховкой все тени на ладонях. Штрихуем плоско, в одном направлении карандашом НВ. Расставляем акценты в линиях, рисующих пальцы, намечаем суставы, линии, отделяющие друг от друга части ладони, ногти, границу между светом и тенью на каждом пальце. Помните, что пальцы напоминают по форме цилиндры, поэтому достаточно точно найти границу света и тени на пальце и легко "растянуть" её от темного к светлому при  помощи штриховки в теневой части для имитации объёма.

Ближайшую к зрителю руку прорисовываем чуть тщательнее, контрасты тут будут более яркие, сильные

17. Штрихом по форме имитируем объём больших объёмов самой ладони, сустава большого пальца, подчеркиваем суставные складки пальцев там, где это нужно. Слегка намечаем подушечки пальцев, которые повёрнуты лицевой стороной к зрителю. Обобщаем штриховкой отдаляющиеся или уходящие в тень части: средний и безымянный пальцы правой поднятой вверх руки у их основания, фронтальную сторону руки, держащей дирижёрскую палочку. Контрастной штриховкой отделяем голову от воротника рубашки и выходящую вперед руку от фона.

Такой степени прорисовки достаточно. Чтобы руки не спорили с лицевой частью, не будем их тщательно отрисовывать, это поможет сохранить свежесть краткосрочному рисунку и грамотно расставить акценты. Прикрепляйте свои рисунки, выполненные по данному мастер-классу, в комментариях, мне очень интересно, что получится у вас. До новых встреч и рисунков!


  • Сайт
  • Магазин