Мне часто пишут в личных сообщениях ВКонтакте или в директ в Instagram художники-самоучки и просят оставить комментарии по поводу их работ: как улучшить рисунок; дать совет по рисованию; найти ошибки в рисунке; рассказать, как красиво нарисовать… Конечно, парой фраз делу не помочь, но из всего увиденного мною немыслимого объёма рисунков карандашом и красками можно вычленить одну большую проблему - недостаток пространства.
Художники самоучки, как правило, уделяют много внимания рисованию предметов и объектов. Разумеется, ведь их цель - нарисовать именно их. Поэтому, каждый элемент рисунка в их работах выглядит нарисованным отдельно, а фон просто условно замазан краской или едва заштрихован. Между предметами нет среды, глубины по отношению друг к другу. Воздуха нет. Давайте для убедительности сравним картину профессионального художника и художника самоучки.
Обратите внимание на:
а) разницу в прорисовке предметов;
б) степень освещения предметов, в соответствии с удалённостью от источника света;
в) “воздух” между предметами;
г) гармоничное единство всех элементов композиции;
д) единство теней во всём рисунке.
Попробуйте, для начала, это сделать самостоятельно, без моей подсказки.
А теперь возьмём, в качестве примера, картину Веласкеса “Севильский продавец воды”. Посмотрите, как деликатно и умело обращается с пространством в картине ещё совсем юный живописец (автору всего 21 год). Огромный керамический кувшин с водой на первом плане срезан в нижней части краем формата, что сразу погружает нас, зрителей, вглубь картины. Это первая отсчётная точка, которую мы просматриваем очень быстро, переводя взгляд на тщательно выписанную дыру в одежде пожилого мужчины: по белому рукаву вверх. А оттуда к лицу продавца. А дальше начинается перекличка лиц молодого человека, продавца и персонажа дальнего плана - как разительно они отличаются по степени прописки и освещённости, как будто свет лампы, рассеиваясь в глубину, выхватывает только ближайшие к ней части: лицо юноши и руку.
Веласкес щадит зрителя, помогая ему отделить главное от второстепенного, создать несколько планов в картине, за счёт изменения цвета и светлоты в отдельных её частях. И так верится, глядя на эту сравнительно небольшую композицию, что действие происходит в маленьком, плохо освещённом помещении, в неглубоком, но вполне ощутимом пространстве. Об этом же “говорит” разница в прописке таких деталей, как кувшин первого плана и бокал воды. Только на втором витке просмотра мы, как зрители, замечаем, с какой потрясающей достоверностью и вниманием выписан этот кувшин: игра света и тени на рифлёной поверхности керамики, красивейшее кольцо из металла на плотно закрывающей горлышко крышке, немного потемневший от влаги бок со стекающими по стенкам сосуда сияющими каплями воды… И на сравнении - практически плоский чёрный стеклянный бокал с небольшими бликами и едва различимым внутри плодом инжира в руках мужчин. Разница колоссальна.
Чем больше наблюдаешь это противопоставление, тем убедительнее становится едва различимое лицо на дальнем плане картины. Верится, что между ним и сосудом впереди 1,5-2 метра расстояния. Это делает элементы картины ещё объёмнее, убедительнее, реалистичнее. А теперь давайте проанализируем и выделим основные способы передачи глубины пространства в картине и обозначим главные ошибки начинающих художников в этой теме.
Основные ошибки передачи пространства в рисунке.
1) Нет списываний предметов.
Слева - работа ученика, справа - мастера. Посмотрите, как предмет погружается в цвето-тональную среду, отражает её и сам отражается в ней. В ученической работе предмет как будто вырезан из фона, он существует сам по себе и не подчиняется общему состоянию цвета и тона в картине. Пространство нивелируется.
2) Одинаковая прописка всех планов.
Как уже отмечали на примере Веласкеса, стоит сфокусировать внимание зрителя на чём-то одном, например, на основном предмете или лице героя.
3) Нет изменения светлоты (темнее-светлее) в глубину.
Обычно свет попадает на основные предметы или объекты, соответственно, всё остальное либо погружается во мрак (если предметы и герои находятся в помещении), либо выделяются ярким светом (если действие происходит на улице).
4) Нет изменения тепло-холодности в глубину.
Цвет света и теней поможет это отследить и передать.
5) Неверно расставленные акценты.
Ну, например, решили нарисовать портрет, но увлеклись изображением цветочков на платье и получился портрет платья на женщине.
6) Не используется разница фактур.
На разных планах в картине и мазки краски разные - впереди более крупные, грубые, точные; сзади - мелкие, сливающиеся в одно целое пятно или вообще равномерная затирка. То же самое со штрихами в рисунке. Сравните фактуры первого и дальнего плана в этом рисунке.
7) Пространство в картине одинаково важно и для портрета, и для пейзажа.
Конечно, есть разница между пятью метрами и пятьюдесятью сантиметрами, но в любом случае, это пространство есть и передать его в рисунке или живописи необходимо.
Как видите, точно и реалистично рисовать предметы, людей и пейзажи - ещё не всё. Чтобы научиться рисовать, художник рассуждает, внимательно разглядывает, подмечает детали натуры (даже если рисовать по фото, это правило действует). Реалистичность в рисунке - это максимальное соблюдение и отображение особенностей зрительского восприятия и умение их применить к выбранному сюжету. Попробуйте изобразить пространство разными способами и вы наработаете множество личных приёмов рисования, при помощи которых будете создавать по-настоящему живые, реалистичные, объёмно-пространственные рисунки. Теперь вы продвинулись к своей цели ещё на один шаг, дело за практикой.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)