Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Один день в художественной школе Jotto.

  Ведь интересно иногда узнать, как работает механизм изнутри, правда? Как что-то устроено? Что происходит, когда ученики школы уходят и приходят? А бывает, наши будущие ученики просятся прийти в гости, чтобы посмотреть, как проходят занятия в художественной школе Jotto в Екатеринбурге.

Конечно, всегда можно прийти (заранее договорившись) и увидеть всё своими глазами. Но для тех, кто ещё почему-то не решился начать рисовать с ними - репортаж из студии рисования.

  13.00 - начало первого урока. У меня две ученицы - Ольга и Татьяна Геннадьевна.  Одновременно в классе рисуют не более 6 человек - это наше правило. Так комфортно и начинающим художникам и мне, педагогу, тем более, что задачи у всех разные и с каждым художником мы работаем индивидуально по его программе (кстати, здесь можно посмотреть все программы обучения рисованию у нас в художественной школе). Итак, у Татьяны Геннадьевны курс масляной живописи и сегодня наша тема - “Индивидуальная палитра в живописи маслом”. Моя ученица уже не новичок и готова писать маслом портрет, поэтому мы выбрали именно этот жанр - пишем портрет любимой внучки. Пока выполняется подготовительный рисунок на холсте, мы вспоминаем палитры известных художников (палитра здесь - набор красок), думаем над тем, какие цвета красок будем использовать в портрете, а какие нет. Мысленно возвращаемся на 2 года назад, когда писали натюрморт на ограниченную палитру из - 4 цветов (красный, жёлтый, белый, чёрный) намешивали множество оттенков. В портрете то же самое.

Репинская палитра базируется почти на тех же замесах. Но это не наш случай: нашей модели больше соответствует серо-жемчужная гамма. В связи с этим, просматриваем репродукции картин Веласкеса, разбираем живопись портрета на составные части. Заодно вспоминаем классический цветовой квадрат, которым пользуются художники для ограничения палитры: 2 дополнительных цвета, чёрный и белый.  Выбираем схему - оранжевый+синий, чёрный и белый (это базовые цвета, к ним добавим близкие). Хорошо, теперь определяемся с набором красок: помимо традиционной охры берём кобальт синий, церулеум, виридоновую, кадмий жёлтый тёмный, немного кадмия жёлтого светлого. Пока пишем без белил - тени в портрете должны быть прозрачные.

  У Ольги курс “Техники рисунка”. Сегодня рисуем в стиле современных американских художников, используя перекрёстную штриховку в разных направлениях без учёта формы. Основа - портретное изображение. Переключаемся на новый жанр после натюрморта, который рисовали на прошлом уроке. Это сделает уроки рисунка более интересными. Пока выполняется рисунок в линиях, смотрим, какие особенности данной техники и как используют художники. Вдохновляемся рисунками Jason Reisig, художника, создавшего троллей для Dream Works. У него нет штриховки по форме, как мы рисовали в прошлый раз (классическая штриховка) - здесь форма проявляется только за счёт высветления и затемнения участков, тактичного сочетания сгущения и рассеивания штриховки. Этот эффект нам и нужен. А где мы уже видели подобное? Правильно, в рисунках Врубеля - просматриваем альбом с его графическими работами, в разговоре замечаем, что у Врубеля штрихи более разнообразны и по размеру, и по характеру нанесения, и по толщине, и по нажиму (скорее всего он использовал карандаши разной мягкости).

   В процессе наполнения рисунка тоном, то есть в нашем случае, штрихами, поняли, что карандаш сильно тупится (про академическом рисовании это не заметно). Что делать? Вспоминайте, Ольга, про “самозатачивающийся карандаш”. Вспомнили, взяли карандаш в руку особым образом, двигаемся дальше.
  Пока дамы заняты, отвлеклась на 2 минуты, чтобы ответить на вопрос ещё одного ученика - Григорий заблудился в блоге и никак не может отыскать статьи с рекомендованной литературой. Ловите ссылку на статьи, приятного чтения.
  В конце сеанса отходим, смотрим на работу издалека, проговариваем в диалоге, что удалось нарисовать в рамках задания, а что нужно будет поправить на следующем сеансе. Отвечаю на вопросы, которые возникли в процессе обсуждения.
   Пока я отмываю кисти и палитру после масла и прощаюсь с ученицами, Артур успел вымыть планшеты, наточил ножницы и принёс по моей просьбе в класс стопу книг с иллюстрациями Воловича - обещала показать вечерним ученикам ещё неделю назад.

  С 15.30 до 17.00 - обед. Успеваю ещё прописать план статьи для блога и почитать книгу о писательском мастерстве - совершенствоваться нужно постоянно.
  17.00 - снова 2 ученицы: Елена и Настя. Елена пришла в первый раз на занятие, поэтому немного стесняется, но это не беда - у нас всё демократично. Даже обувь можно снять, чтобы было удобнее)))).

  Знакомим Елену с классом и художественными материалами: где что лежит, как организовать рабочее место, какую бумагу взять, как закрепить, как расположиться по отношению к модели. С новичками у нас особые отношения - лучше объяснить сразу всё максимально подробно, чем что-то недорассказать. Это потом, через пару месяцев, ученики сами будут смело намешивать цвета, оперировать карандашами разной мягкости, разбираться в сортах бумаги и передвигаться по классу как заправские матросы по палубе корабля. Таких даже тупой карандаш не остановит - сами знают, что нужно делать, мне нужно только задать алгоритм действий при рисовании и проконтролировать.

  А пока разбираемся с карандашами и резинками, усаживаемся, намечаем первые точки и линии на листе, учимся проводить их прямо в разных направлениях. Первые рисунки курса “Рисование с нуля до портрета” схематичные и немного скучноватые, но ученики обычно этого не замечают, уж очень стараются нарисовать хорошо, правильно, ровно, делают замеры внимательно, даже педантично. Чтобы сбавить излишнюю серьёзность и дать передышку, я рассказываю историю из своих студенческих лет, как готовили макеты дизайна в докомпьютерную эпоху - ровность линий имела в тот момент огромное значение. Развеялись, посмеялись, идём дальше - рисуем внутреннюю окружность заданного плоского орнамента. А я, в образовавшуюся паузу, точу пару карандашей для новых учеников, протираю влажной салфеткой особо запачканные ластики - порядок прежде всего.

  Настя, тем временем, приготовила своё рабочее место и готова к моим комментариям. Она занимается на курсе “Тело человека. Углублённый курс” - это новый курс рисования человека. Сегодня у нас задача - нарисовать полного человека. Обнажённое тело рисовать всегда интересно - видны и мышцы, и кости, и суставы, и соединения форм. Но особое внимание мы уделяем характеру модели. Пропорции фигуры мы уже наметили на прошлом занятии, а заодно обозначили основные направления движения частей тела и определились с точками равновесия фигуры (наметили “отвес” от ярёмной ямки и другое). Сейчас разговор о частностях: где в фигуре жир, а где мышцы (хоть и деформированные, но они есть). Особое внимание - коленному суставу - это слабое место у полных людей. С деталями Настя работает хорошо, я не сомневаюсь, что колени она нарисует верно, а вот размер стоп и ладоней лучше проверить. Заодно даю пару советов, как лучше передать объём тела в рисунке - покруглей живот, точнее обозначаем нижний сегмент живота, сухожильные перетяжки. Ещё хорошо бы подчеркнуть тяжесть мышц в нижней части фигуры - показываю где, а как - Настя сама знает.

  Приятно работать с думающим учеником.
   Время пролетает незаметно. За 10 минут до окончания занятия поднимаю девушек с насиженных мест - оцениваем рисунки с расстояния 5 шагов, обсуждаем, поправляем.
  19.00. А пока мои ученицы дорисовывают последние линии и штрихи, приходят вечерние художники: Инга и Александра (курс “Рисование с нуля”), а чуть позже - Татьяна (курс “Натюрморт акварелью”). Пока не увлеклись рисованием, показываю обещанные книги, агитирую посетить выставку Воловича в музее ИЗО. Графика Виталия Михайловича для меня имеет особое значение, пытаюсь это выразить в своём монологе, иллюстрирую речь книжными репродукциями, объясняю особенности разных техник печатной графики. Инга попросила с собой одну из книг - конечно. Для этого у нас и существует маленькая, да удаленькая библиотека: книги по истории искусств, романы о художниках, каталоги современного творчества.

  Пока новоприбывшие рассаживаются по местам, я прощаюсь с дневными учениками, даю напутственные слова и домашнее задание по рисунку. А Артур, тем временем, принимает новеньких пришли записаться в художественную школу на курс “Рисование с нуля” мама с сыном, передали привет от моей двоюродной сестры))). Неожиданно, в городе миллионнике.
  С Татьяной дописываем натюрморт на контрастные отношения по фотографии, потому что подсолнухи, мужественно стоящие 2 недели, на третью совсем завяли. Но это не беда - основные отношения в натюрморте акварелью заложены, уточняем их, выписываем основные цветы, создаём ощущение плановости. Беседа у нас о цветовых пигментах: определяем, какие тёплые и холодные цвета в акварели использовать для каждого конкретного случая. Чтобы букет в живописи получился объёмным, немного размываем его края, а выходящие вперёд несколько цветков, наоборот, подчёркиваем контрастными мазками. Для убедительности показываю ученице “Мадонну в гроте” Леонардо - сегодня в нашем лексиконе появился новый термин “сфумато”. Для живописи цветов он очень даже актуален. Мы, конечно, не Леонарда да Винчи, но будем стремиться к лучшему. Посмеялись, расслабились. Люблю, когда в классе весело - занятия живописью необыкновенное времяпровождение!

  Инга рисует автопортрет (это предпоследнее задание курса). Сегодня второй урок из трёх. Уточняем пропорции лица, глядя в зеркало. На повестке дня у нас мягкий материал (ученица выбрала соус благородных сдержанных тонов), аккуратно постепенно вводим его на поверхность тонированной бумаги. Собираем лицо из отдельных пятен, рисуем мелками, пальцами, растушкой. Ещё на прошлом уроке мы разглядывали рисунки Кипренского, Инге особенно понравился портрет молодого офицера на контрастном фоне. Он и сегодня стоит рядом с зеркалом, вдохновляет. По рисунку мастера мы определяем направление штрихов, тональные акценты, особые технические приёмы рисования и тут же применяем их в своей работе. Вижу, как Инга старается, даже разговаривает сама с собой шёпотом - это очень хорошо, Чистяков советовал задавать вопросы самому себе, когда рисуешь. Я люблю наблюдать за своими художниками в такие трогательные моменты, значит уроки пошли на пользу.

  Саша тоже рисует по тонированной бумаге, но карандашами, простым и белым. У нас ответственная работа - портрет на заказ. Это не просто последнее, контрольное задание в курсе, но ещё и подарок любимому тренеру на День рождения (Александра - спортсменка). Жаль, что не получилось сделать качественное фото модели - тренер уехала в Финляндию. Эх… Рисуем на основе того, что есть, а в мелочах полагаемся на Сашину память. Пропорции наметили хорошо, Саша одарённая девочка и рисование даётся ей достаточно легко. А вот с плавными переходами в лице можно ещё поработать. Разглядываем вместе рисунок Рубенса “Портрет камеристки инфанты Изабеллы”. Техника такая же, как в нашем случае - сочетание мела и карандаша на тонированной бумаге. Показываю характерные места и приёмы, рисовальщица кивает. Я спокойна, значит, всё нарисует красиво и хорошо. Саша понимает меня уже с полуслова, не зря мы с ней уже больше года занимаемся рисунком и живописью.

  21.00. Вот так, ученик за учеником, задание за заданием, пример за примером, и день прошёл. Незаметно класс опустел, а школа рисования, постепенно успокоившись, задремала. Завтра всё повторится, но по-своему: будут новые задания, новые художники, новые открытия в творчестве и отличное настроение. А мы с Артуром, усталые и довольные, собираемся домой.
  21.40. P.S. Написала в журнале занятий последнюю на сегодня тему, как “Портрет натюрморта” и ушла с карандашом в кармане и масляными пятнами на брюках. То ли ещё бывает! Главное, что радость творчества объединяет нас здесь, в художественной школе Jotto в Екатеринбурге и исполняются мечты желающих научиться рисовать. Приходите к нам и вы - будем рады!


  • Сайт
  • Магазин