Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как долго пишется картина?

  В тематической литературе часто упоминается такой эпизод из жизни Микеланджело: Однажды Вазари, младший коллега мастера по кисти и писатель, собравший в одной книге “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” самых значительных художников прошлого и своего времени, показал мастеру свою только что завершённую картину, рассчитывая получить конструктивную критику и добрые советы.

“Я уделил ей совсем мало времени”,- в своё оправдание пояснил Вазари. “Оно и видно”, - резюмировал Микеланджело, взглянув на холст. Видимо, некоторая этюдность, небрежность композиции и проработки изображения не оставили шансов художнику. И всё-таки, как долго художники пишут картины? Почему некоторые произведения живописи создаются годами? И сколько времени нужно уделить художнику на написание одной картины?

  * Есть разница между картинной, этюдом, эскизом, и учебной постановкой. По-хорошему, начинающему художнику лучше сразу определиться, что и для какой цели он создаёт, почувствовать разницу и особенности создания каждого произведения. Картина создаётся не с бухты-барахты и подразумевает осознанный, обдуманный, последовательный процесс: от поиска идеи, рисунков с натуры, через композиционные эскизы и поиски, отрисовку готового структурного и тонального единства в рисунке в натуральную величину - к сложной послойной живописи на холсте с тщательно выписанными деталями, грамотными обобщениями и списываниями и соответствием стилизации, характера художественного образа основной идее. Этюд пишется с натуры, как правило (хотя, может создаваться и по памяти и по воображению), и подразумевает краткосрочный характер рисования - от 15-20 минут до 3-4 часов. За это время художник выполняет чётко поставленные задачи: например, уловить освещение, передать цветовые рефлексы от среды на предмете, изобразить характер модели и другое. Учебная постановка тоже выполняет задачи в рисунке и живописи, но это уже не просто фиксация момента, а тщательное изучение натуры, а значит здесь художнику нельзя ничего досочинить - учебная живопись и учебный рисунок на то и нужны, чтобы исследовать модель в условиях мастерской тщательнейшим образом, уловить и передать все нюансы, изобразить на холсте и листе видимое глазом максимально похоже, близко к модели, с учётом специально заданных условий. О творчестве здесь нет и речи - только техника живописи и рисунка, типичная наработка мастерства художника. А это требует длительного времени. В среднем, такая работа занимает от 10 до 60 часов труда студента-художника.

  * Скетчи - это не картины. Исходя из вышеуказанного, картина изначально замышляется художником как идея, а потом уже претворяется в жизнь в виде живописного произведения (графика не в счёт) (смотрите статью “Почему художники пишут?”). Скетчи, зарисовки, эскизы создаются по впечатлению и не несут в себе сложной идейной драматургии. Они выполняются по принципу: увидел-нарисовал. Причём, нарисовал быстро, в течение нескольких минут (до 1,5 часов). То есть картину отличает собственно подход к её созданию: осознанность, выверенность(что нужно рисовать, а что нет, чему уделить больше внимания и почему), законченность - прорисовка, прописка самого главного, убедительность изображения, тщательная и точная детализация.

  * Любая творческая инициатива требует времени. Элементарно, расположиться поудобнее, организовать всё необходимое для живописи, выбрать сюжет и способ его изображения, определиться с техникой исполнения рисунка и используемыми цветами и фактурами - уже серьёзная подготовительная работа, без которой сложно получить в результате хороший рисунок. А если нужно получить ещё что-то изменить в первоначальной идее, в соответствии с творческим замыслом, выбрать несколько картинок-исходников (референсов для рисования портрета, например, чтобы лицо портретируемого было наглядно видно в разных поворотах)? А если нужно изменить позу персонажа в рисунке? Для этого не помешало бы ещё и в анатомический атлас заглянуть. А нужно ещё и цветовую палитру для портрета подобрать индивидуально к каждой модели, и антураж допридумывать… Ещё рисовать толком не начали, а времени на рисование потратили немало. Это нормально, просто стоит это учитывать, прежде чем браться за работу - быстро нарисовать картину, по крайней мере, что-то похожее на картину, вряд ли выйдет.

  * Время нужно и на обдумывание самого замысла картины, и на её условную схему - эскиз композиции. Структура картины - первый шаг к её созданию. Как костный скелет держит все системы организма, мышцы, суставы, сухожилия и органы, композиционная схема картины - её основной стержень. Что зритель увидит на картине в первую очередь? Как будет передана динамика персонажей? Какие эмоции будет вызывать картина? Как будет развиваться повествование в картине? Какую идею будет закладывать художник, создавая этот сюжет? Как нарисовать уникальную картину? Как сделать картину гармоничной? Как удивить зрителя чем-то новым в картине? На все эти вопросы отвечает композиция. И художнику потребуется немало времени не только на изучение композиции, но и на поиск собственных композиционных идей и решений, разработку новой композиции картины для выражения собственных мыслей и художественных идей, вне зависимости от выбранного сюжета или жанра. Обдумывание, как и что лучше изобразить на картине, поиск смыслового ключа и интриги - дело не быстрое.

  * Время исполнения картины напрямую зависит от задачи художника и тщательности проработки. Имеет значение и размер. Написание картины в экспрессивной манере, скажем сильно отличается от традиционной реалистической трактовки и по качеству живописи, и по времени исполнения. Фигуративная живопись (сюжет) занимает, обычно, больше времени на претворение в жизнь, чем абстракция; эскизный размер картины (до 40х50) выполняется быстрее, чем полноценный (от 1 метра по большей стороне), ювелирная детализация, основательная прописка форм и объёмов требует больше трудов и внимания художника, по сравнению с декоративно-плоскостными обобщённым изображением. Конечно, всё условно и в любом правиле есть исключения, но в большинстве случаев, это так.

  * Начинающим художникам требуется больше времени, чем профессионалам. Опыт добавляет скорости и качества исполнения, а многократно повторенные живописные упражнения и приёмы делают результат не просто предсказуемым, но и быстро исполненным. Подготовленному, опытному художнику не составит труда спланировать процесс создания картины и быстро и технично двигаться от этапа к этапу. Новичку же могут не только помешать внезапно возникшие непредвиденные технические трудности, но и просто нарисовать задуманное не всегда получается сразу. Выходит, чем больше рисуешь, тем быстрее рисуешь, причём без потери качества.

  *Очень долго рисовать картину тоже плохо.

Время создания картины должно быть адекватным. Конечно, А. Иванов писал “Явление Мессии” 20 лет, но он мог себе это позволить, хотя бы потому, что первые годы получал пенсию от Академии художеств, и мог спокойно заниматься творчеством. Да и жил Художник в XIX веке, когда скорости в жизни были совершенно другие. Ждать картину художника годами в наши дни вряд ли кто-то согласится, но и слишком торопиться тоже не стоит. Лучшее решение - золотая середина: объективные условия создания картины, тщательный расчёт затраченных сил и времени и учёт мастеровитости художника (опыт, образование, профессионализм). Всё очень индивидуально.

  Ну, вот, вкратце всё о времени, затраченном художником на написание картины. Если учитывать все перечисленные факторы и проанализировать поставленные задачи, масштабность идеи и собственную жизненную и творческую ситуацию, даже художник-самоучка сможет рассчитать, как долго будет писаться картина, и оценить свою скорость рисования, что особенно важно в работе художника с заказчиками. Оценивайте свои силы и творческий размах объективно, тогда и удовольствие от рисования и живописи и красивая картина в результате будут счастливым завершением трудов художника.


  • Сайт
  • Магазин