Бывало, в наших творческих буднях случалась такая история. Захожу я в большую комнату, где папа работал обычно над картиной, а он сидит метра за два от своего творения на любимом пуфике в позе роденовского мыслителя, а в глазах вся мировая скорбь.
- Вот, - говорит он, - вижу, что в работе что-то не так, а что именно - понять не могу. Может ты подскажешь.
Также и я просила папу помочь советом если, как говорят художники “глаз замылился” и уже совсем не видишь ошибок или неточностей, но знаешь определённо, что что-то тут не так. “Пальцы на левой руке коротковаты”, “Так у тебя дерево режет весь формат ровно пополам”, “этот цвет, по-моему, лишний здесь, он добавляет пестроты и мешает воспринимать картину целиком” - столько всего очевидного всплывает, если начать анализировать работу свежим взглядом. С подобной задачей сталкиваются все художники: от самых начинающих до профессионалов. Поэтому, давайте по-порядку исследуем основные способы диагностики “заболеваний” во время самостоятельной работы (в который раз напомню, что уроки рисунка и живописи с педагогом никто при этом не отменял!).
1) Не смотреть на рисунок какое-то время.
Очень часто профессиональные художники пишут сразу несколько картин, одновременно. Не в смысле, правой рукой - одну, а левой ногой - другую, конечно, а, например, одну начали, сделали первую прописку и оставили её на пару дней. А в это время дописываем последние мазки на другой картине, которая уже отдохнула от пристального внимания художника и тщательной прописки, просохла. На неё художник смотрит уже как будто на чужое творение, отвлекшись на другие задачи. Так становятся понятными многие вещи, появляются “слабые места” и недочёты. Свежий взгляд помогает увидеть то, чему не придал особого значения автор в пылу активного творческого горения. В некоторых случаях даже убирают картины и рисунки с глаз долой: лицом к стене, в папку, накрывают специальным покрывалом. Это можно наблюдать в фильмах о великих мастерах живописи. Ничего, пусть ваши работы постоят вот так, в углу, наказанными, зато будет над чем поработать после.
2) Повернуть рисунок вверх ногами.
Или положить на бок, но вниз головой лучше. Такой способ поиска ошибок часто применяют при обучении рисованию в художественной школе и профессиональной художественной студии. В перевёрнутом виде хорошо видны ошибки в перспективе, пропорциях, логике поворота и сокращения частей лица и тела, в компоновке. Человеческий глаз привыкает воспринимать реальность в определённом ракурсе и расслабляется. При изменении ракурса, нашему глазу снова приходится совершать необходимую работу, а мозгу - эту работу анализировать. Смена стандартного угла видения на нестандартный, расположение объектов в рисунке иным способом (например, в перевёрнутом виде) дают такую встряску, активизирующую аналитическую работу глаза и мозга.
3) Показать рисунок зеркалу.
Принцип такой же, как и при повороте рисунка вверх ногами, только отображение его меняется не по вертикали, а по горизонтали. Не так радикально, но не менее действенно.
4) Проверка замером соразмерности пропорций.
Не всегда все ошибки в рисунке видны на глаз, поэтому художники и пользуются разнообразными способами замера пропорций: от механического (подошёл и померил) до камеры обскура. Самый простой вариант - ещё, и ещё раз проверить соотношения, например, ширины к высоте предмета в натуре и у себя в рисунке, отследить разницу между большим и маленьким предметом в реале и в своей работе. Многие мои ученики, самые начинающие, нервничают и обижаются по поводу “непохожести” в портрете, а ведь всего дел-то - проверить лишний раз пропорции методом визирования. Чем точнее замеры, чем тщательнее сравнения и соотнесения реальных предметов с нарисованными, тем точнее рисунок. Не верите? Проверьте сами.
5) Уточнение частей друг относительно друга = сравнение.
Важно не только соотношение основных частей друг с другом и точное воспроизведение их в рисунке, но и правильная пропорция деталей по соотношению с основными формами. К примеру, основные пропорции чайника переданы в рисунке хорошо, а вот носик слишком большой или ручка слишком тонкая. И истинное положение вещей уже рушится. И рисунок не реалистичен. Даже мелочи стоит уделить должное внимание, чтобы изображение было правдивым, реалистичным.
6) Фотографирование рисунка.
Кое-какие ошибки становятся видны на фотографии, так как камера слегка обобщает изображение, удаляет некоторые полутона, обостряет главное. Сама я не всегда доверяю этому способу проверки на ошибки, но иногда он работает. Лучше использовать его вместе с некоторыми другими способами анализа правильности рисунка и соответствия его натурной точности. Особенно сильно фото привирает в передаче цветовых отношений. Будьте осторожны.
7) Конструктивная критика профи.
Если у вас есть знакомый профессиональный художник, а слово “профессиональный” подразумевает профильное образование не менее пяти лет и постоянную творческую деятельность, желательно и выставочную, можно обратиться за советом-подсказкой к нему. Обычно, художники-мастера с удовольствием отзываются на просьбу помочь, ведь они тоже когда-то были на вашем месте. Свежий взгляд + большой творческий и ученический опыт = грамотный многоходовый анализ вашей работы.
И, да, вам нужен именно профессиональный художник для этой цели, а не мама, муж, соседка или друг, которые так же далеки от изобразительной грамоты как лето от зимы. Иначе можно получить массу советов типа: “ Веточка на дальнем плане плохо прорисована”, “У мамы черты лица более красивые” или моё любимое - “Почему небо жёлтое? Оно же голубое!”
8) Диагональные линии, соединяющие ключевые точки.
Иногда этот метод я использую для обобщения построения и завершающего уточнения. Сам по себе он не работает, но хорошо ищет недочёты, например, вместе со способом механического замера пропорций или с методом визирования. Соединяя опорными линиями две точки, находящиеся в разных ключевых узлах рисунка, и соотнесение направления полученной диагонали с видимым направлением её в натуре с вашей точки зрения, можно обнаружить смещения или неточности, мешающие изобразительному правдоподобию. Этот метод также хорошо работает при рисовании по фото. Но, одно условие, не полагайтесь на него целиком и полностью: проверяйте рисунки ещё раз разными способами.
9) Сверка контуров.
Сразу скажу, этот способ не имеет ничего общего с профессиональным рисованием. Лично я не одобряю подобный метод, хотя им очень часто пользуются художники-гиперреалисты и некоторые современные иллюстраторы. Это такое наложение реальных контуров объекта на рисунок и соотнесение их друг относительно друга. В некоторых случаях способ работает, например, при копировании или изображении один в один механически. Но, в большинстве своём, художники не копируют модель, как фотоаппарат, а усиливают главное, уменьшают второстепенное, отказываются от деталей, концентрируются на самом важном, создают художественный образ. Именно это отличает работу художника творца от ремесленника. Надеюсь, всё понятно.
10) Есть ошибки в рисунках, которые сложно исправить. Как вариант, почти невозможно исправить в процессе рисования огрехи компоновки или первоначально неудачно взятые пропорции, особенно когда большая часть рисунка уже проработана. В таких случаях, лучше отложить незавершённую работу и начать новую, аналогичную, с учётом предыдущего опыта. Неудавшийся рисунок - тоже работа, тоже результат, хоть и промежуточный. Это ваш творческий и ученический опыт, а значит, следующий рисунок будет точнее, лучше, убедительнее, реалистичнее.
Применяйте эти способы, чтобы не чахнуть над рисунками, как Кощей над златом, в тщетной попытке отыскать “корень зла”. Ошибки в рисунках будут всегда - это нормально, а вот во время увидеть их и исправить - одна из основ деятельности художника. Точного вам глазомера и твёрдой руки, а всё остальное будет!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге.