Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Зачем художнику читать?(+анекдот про умного индюка)

   По моему мнению, читать просто необходимо всем, вне зависимости от рода деятельности, социального статуса, возраста, интересов и так далее. Но художнику читать просто необходимо - как часто ученики об этом забывают! Занятия практическими упражнениями, курсы рисования, обучение непосредственно рисованию увлекает, поглощает и делает процесс приобщения к изобразительному искусству однобоким.

Это сильно мешает, когда художник начинает самостоятельную творческую деятельность. Поэтому, если вы хотите не просто научиться рисовать, но и стать настоящим, думающим художником, нужно читать. Давайте копнём глубже и вспомним, что крупные художники, которые создавали, действительно, шедевры живописи, графики, скульптуры, также занимались литературой и другими искусствами. Микеланджело писал сонеты и стихи, Коровин и Репин - небольшие рассказы, Леонардо и Караваджо - играли на музыкальных инструментах, Делакруа был дружен с Шопеном и Жорж Санд и участвовал в концертах и театрализованных представлениях и так далее. Как видите, намечается определённая тенденция.

  А вот с вашей покорной слугой однажды случилась такая история. Когда я только поступила в художественное училище, в моём расписании занятий часто случались “окна” между парами, которые приходилось чем-либо занимать. К тому времени, я уже была человеком достаточно собранным и ценящим каждую минуту своего времени, поэтому даже мысли не возникало уйти гулять, в кино или совсем не ходить на последнюю пару. По школьному опыту чтения из-под парты на скучных уроках, типа ОБЖ и прочих, в моей сумочке всегда была какая-нибудь книжка. Таким образом я использовала свободное время, приятно и с пользой проводя его. И вот, однажды, одна из преподавателей “застукала” меня за шторой на подоконнике, погрузившейся в увлекательную историю Мастера и Маргариты (мне удалось достать одно из первых изданий романа!)

- Это что такое? Почему ты не рисуешь?

На мои, как мне казалось, убедительные доводы, что в свободное от занятий время нужно себя развивать чтением полезных и интересных книг, так и не отреагировали.

- Наброски! Нужно делать много набросков: тренироваться, набивать руку, приучать глаз. Каждую минуту нужно уделять наброскам.

  К 17 годам я, конечно, понимала, что взрослые люди - не всегда умные люди, но подчиниться всё же пришлось. История, к сожалению, банальна: не все педагоги читающие и не все готовы постоянно обучаться и развиваться. Чем больше я встречаю таких людей в жизни, тем мне становится грустнее от того, чему и как они обучают. Но это их дело. По-моему мнению, любой художник (а художник-педагог тем более) не может оставаться на том уровне развития, который он получил в колледже, ВУЗе, школе, - саморазвитие никто не отменял. Даже если старательный и от природы талантливый художник сумел мастерски освоить весь арсенал художественных средств, сумел научиться рисовать, освоил азы академического рисунка и живописи блестяще и ушёл с головой в практику, когда-нибудь всё же ему придётся остановиться и задуматься о том, что ему “говорить” изобразительными средствами, а не просто “описывать”, как знаменитый чукча: “Что вижу, то пою”. Необходимо “включать голову”, задумывать и осуществлять идею будущего произведения. Именно это, а не только техника рисования и умения отличают художника от ремесленника. А это возможно только с осознанной мыслительной деятельностью, чему способствует чтение, например, классической литературы.

  Кроме этого, художнику необходимо постоянно вдохновляться чем-либо. Чтение, например, современной литературы этому может помочь. Я, конечно, не отметаю общения, посещения разнообразных мероприятий, прогулок на природе и так далее.

  Ещё, по-моему, обязательным условием для работы художника является изучение и повторение истории искусств. Понимать и исследовать картины мастеров прошлого, знать творческий путь и биографии художников прошлого нужно обязательно., без этого сложно создать что-то новое, интересное, по-настоящему значимое. Тем более, что сейчас набирают обороты по вниманию публики разнообразные ремейки шедевров живописи, интересные опыты в духе крупных мастеров: Ван Гога, Айвазовского, Ренуара и так далее. Одни “Живые полотна” что стоят!

  Также чтение помогает привести в порядок мысли после большой, серьёзной работы, например, после завершения занятия по живописи или рисунку, успокаивает, переключает на новый тип мыслительной деятельности. Мозг должен работать, чтобы существовать, как впрочем и мышцы, а чтение - такой приятный стимулятор мыслительной деятельности!

  Ещё, с течением времени, мир изобразительного искусства постоянно обогащается новыми материалами, приёмами, способами рисования, техниками (некоторые даже носками пишут), в том числе и авторскими, открываются новые имена художников, происходят разнообразные встречи по обмену опытом, пишутся учебники и монографии, сборники советов и рекомендаций. Чтобы оставаться на волне современности, художнику просто необходимо всё это видеть, читать, исследовать, ведь современные способы рисования и уроки живописи существенно отличаются от тех, что были 100 и более лет назад, да и зритель изрядно меняется от 10-летия к 10-летию. Его уже не удивишь академическим мастерством, ему скучно смотреть традиционные пейзажи, портреты, натюрморты. Здесь может помочь современная учебная литература.

  Нет, классическую художественную школу никто не отменял, но зритель стал более искушённым. Помните, у Булгакова: “Люди как люди… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их...” Современного зрителя испортило многообразие и беспорядочность подачи произведений искусства и творчества, эпатаж, поданный в соседстве с академизмом, китч, маскирующийся под эстетизм. Зритель хочет почувствовать и услышать душу художника, его мысли из-за слоя краски, доносящихся с картины. А это возможно, если мысли автора хотя бы просто посещают - это опять же даёт чтение.

  Поэтому, читать необходимо, и нужно читать разную литературу. У нас в художественной школе Jotto в Екатеринбурге есть небольшая библиотека, в том числе подборка книг по истории искусства, где собраны альбомы художников, которых мы на занятиях просматриваем, собраны биографии разных авторов и учебники по истории искусств. Это всё необходимо художнику для того, чтобы развиваться дальше. Иначе, не понятно, куда двигаться. Нужно узнать не только историю шедевров, но и их предысторию. Мы, в какой-то степени, приучаем учеников к такой литературе. Кроме того, в школе всегда можно взять книгу домой почитать, под запись - наша библиотека это позволяет.

  Ну, и всё-таки, с творческим человеком должно быть интересно говорить не только о самом творчестве, но и на другие интересные темы. И тут поговорки о том, что молчание - золото, и человек кажется умнее, если он слушает и молчит, не поможет, чтобы не получилось, как в анекдоте, где мужчина на одесском рынке продавал попугая и индюка.

- Сколько стоит попугай?

- Тысячу. Он умеет говорить “Ты -дурак”.

- А индюк?

- Десять тысяч

- А почему так дорого?

- Он умнее. Он не говорит: “Ты-дурак”, он так думает.

Поэтому, чтобы не прослыть занудой или социопатом, быть интересным собеседником, нужно повышать свою эрудицию, читать (аудиокниги тоже подойдут). А о том, что именно стоит читать художнику, я расскажу в одной из следующих статей.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.


  • Сайт
  • Магазин