Несмотря на давно устоявшиеся стили и приемы в живописи, современному изобразительному искусству удается находить новые, весьма выразительные и уникальные техники.
Тюббизм – одна из подобных техник, которая появилась относительно недавно и основывается на нанесении краски на полотно непосредственно тюбиком с краской.
Такие картины отличаются примитивностью сюжета и легкостью восприятия. При этом они полны ярких красок, импрессии и особой выразительности. Такие произведения искусства весьма интересны с точки зрения появления новых форм выражения и возможности создания необычного фактурного рельефа.
Автор и история возникновения
Ее автором является художник из Ульяновска Алексей Зимин. Именно ему принадлежит авторство в определении названия и сама идея нанесения красок таким образом. К этому подтолкнуло не только его желание уйти от неприятной процедуры разведения масляных красок химическим растворителем, но и возможностью найти новую форму выражения и добиться необычной рельефной структуры.
Часто мастер совмещает ее с классическими техниками для придания полотну дополнительной выразительности. В этой технике работает как сам живописец, так и его последователи. Самые известные его картины это «Тюббизм №1», «Залив в Абрамцево» и «Тубовая бабочка».
Первая серьезная выставка его картин прошла в 2013 год и привлекла внимание не только специалистов в области искусства, но и значительное количество любителей живописи.
Основные черты
Для работы в такой технике подходит не только масло, но и темпера, и акрил. Поверхность может быть разнообразной – холст, картон, стекло, бумага, деревянная поверхность, бетон и даже кирпич. Краски не смешивают на палитре, а выдавливают на рабочую поверхность. Изображение рождается из точек, спиралей, кругов и зигзагов. Растушевку производят только при помощи тубы с краской, не помогая при этом пальцами, кистью или специальными предметами.
Есть несколько способов наложения краски:
* зигзаг (размашистый, кистевой, угловой, из точки);
* спираль (плотная, растянутая);
* точка (жирная, худая);
* линия (одиночная, ломаная, пересекающаяся);
* круг;
* штриховка (вертикальная, горизонтальная, угловая);
* змейка;
* мазок (простой, нервозный);
* текстурная прокраска.
Художник выдавливает определенное количество краски на полотно и проводит тюбиком в нужном направлении. Так как смешивание красок в такой технике не предусмотрено, то перед работой мастер должен запастись максимальным количеством цветов и их оттенков. Даже в таких жестких условиях, художнику удается изобразить плавный переход от одного цвета к другому.
Особенности тюббизма
Картины, написанные в такой технике, отличаются сюжетной простой и лаконичностью. Такой «метод Зимина» великолепно подходит для создания абстрактных композиций, когда на суд зрителей представлено нечто неопределенное, в котором каждый способен видеть что-то свое. Портреты при этом получаются весьма условными и представляют собой очертания неких людей, где добиться портретного сходства с оригиналом практически невозможно. Изображение сложных сюжетов в этом случае кропотлива задача и требует большого количества времени и сил.
Как признается сам автор, работая в примитивной манере, ему приходится тщательно обдумывать идею каждой картины, при этом уделять внимание даже мельчайшим деталям. Ни один штрих не ложиться бездумно или автоматически.
А критики, коллеги и зрители сходятся во мнении, что такие полотна имеют необычный цвето-оптический и фактурный эффект. Характерная яркость цвета и нестандартная манера, однозначно, привлекают внимание и вызывают живую дискуссию большинства любителей живописи. Ломая некоторые установленные стереотипы, техника нашла свою нишу.
Будущее тюббизма
У художника существуют последователи, которые независимо от своего желания, помогают внести в тюббизм новое слово. Все, что предполагает дискуссию и вызывает неподдельный интерес в определенной среде, с большой вероятностью получит толчок к поиску новых форм и может вылиться в устойчивый тренд в изобразительном искусстве.