Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Свободные рисунки с натуры и выразительные средства графической композиции (неакадемическое рисование). Часть 2.

Форма.

   Понять и обозначить в рисунке большую форму предмета и объекта помогает сравнение его с геометрическими фигурами. Именно сопоставление дерева с кругом или треугольником, животного с прямоугольником или овалом, а человеческой фигуры с ромбом или зигзагом помогает рисовать просто, цельно и убедительно.

В природе эта строгая чёткость и ясность существует, важно научиться её видеть и передавать на листе бумаги. Поначалу художнику-пленэристу сложно отказаться от деталей, взгляд цепляется за них и разрушает общее впечатление, но это поправимо. Чтобы видеть натуру более цельно, используйте видоискатель или фотографируйте на телефон заинтересовавший мотив - часть ненужных или случайных деталей отпадёт сама собой.

   Пробуйте специально усиливать и утрировать геометрическое начало в увиденном сюжете - лёгкая стилизация пойдёт только на пользу рисунку, а выразительности изображению заметно прибавится. Мыслите силуэтом (предмет отдельно, фон отдельно), это тоже поможет точнее проанализировать и передать большую форму, а кроме того, покажет, где стоит уделить внимание контрформе - пространствам вокруг основного предмета.

Контрформа - это и просветы между частями предметов и объектов и внутри него. Иногда контрформа бывает выразительнее, разнообразнее и оттеняет лаконичность основной формы как нельзя лучше. Главное - сделать осознанный выбор - что важнее для вас и для зрителя в этой графической ситуации, что прорисовывать подробнее, что изобразить объёмно, а что плоско.

Свет и цвет в рисунках.

   В графической зарисовке цвет, разумеется, условен, но выбирать и применять его тоже можно и нужно с умом. Например, если вас привлёк сильный контраст света и тени или форм, то использование подчёркнуто контрастных цветов вполне оправдано. И это не обязательно чёрно-белое изображение, яркие цветные акценты вполне уместны для усиления эффекта резкости, контрастности, отличия, например, спелые красные вишенки на дереве, изображённом графитным карандашом, могут здорово оживить рисунок, а несколько жёлтых листьев под тёмной кроной и на ветках добавят осеннего лирико-драматического настроения.

Рисунки на тонированной бумаге цветным карандашом или на белой, с применением 2 контрастных цветов тоже очень эффектны. Особенно выразительны нарисованные таким образом мотивы заката, когда фигуры и объекты выглядят тёмными силуэтами на ярком светлом небе, или при изображении летнего полуденного зноя, когда границы света и тени особенно резкие, а контраст горячих и холодных цветов предельно силён.

Вообще в графике особенно в быстрых композиционных набросках идея освещения всегда актуальна и оригинальна. Прежде чем рисовать понравившийся мотив приглядитесь к нему внимательно, проанализируйте, что именно вас так заинтересовало - ведь не сами по себе кусты или персонажи.

Как распределяется свет по объектам и предметам? Делает он их плоскими или выявляет объём? Или задаёт ритмическую организацию светлых и тёмных пятен? А может быть вам стала интересна игра резных падающих теней, складывающихся в причудливый узор? Вот это и стоит нарисовать.

Ритмы.

   Кстати, про причудливость: если внимательно понаблюдать за предметами и объектами на пленэре (да и не только), можно заметить удивительную музыкальность в распределении мелких, средних и крупных форм, в чередовании углов и линий, в сетке направлений, в соотношении мелких деталей и больших пустых пространств. Это ритмы. И ими тоже интересно управлять в создании рисунка, особенно если заранее продумать композиционное решение всего листа, а не просто перерисовывать то, что видишь.

Ритмы тёмных и светлых удачно сочетаются с большими и плоскими серыми пятнами, к примеру, а мелкие чёрточки-штрихи, сгруппированные в разные по форме и размеру зоны прекрасно дополняются ровно затушёванным фоном. 

Само белое пространство бумаги может изображать слепящий свет летнего солнца, из которого при помощи простого графитного карандаша с тщательно продуманной логикой положения и размера могут выпуклиться теневые части предметов или объектов, а сам их характер и силуэты прекрасно заритмуются между собой - останется только подойти к делу творчески и сделать нужный отбор деталей.

   Ритм, то есть периодическое повторение элементов, особенно приятен и привычен человеческому глазу и делает изображение живым и подвижным. Найти ритмическую основу не сложно - она и в ветвях деревьев, и в структуре архитектурных ансамблей, и в повторах направлений падающих теней и бликов, отражений и силуэтов. Хотите поиграть со зрителем, заинтриговать его, удержать внимание зрителя именно на своих работах надолго, изобразить привычные вещи необычно, сделать собственные работы креативно-выразительными  - используйте принцип ритмизации в своих рисунках.

Фактуры.

   Умение художника изображать сложные и необычные фактуры предметов, безусловно подкупает - такие рисунки хочется рассматривать серьёзно и долго, они первыми привлекают внимание на выставках и в сети. Для того, чтобы этому научиться стоит больше экспериментировать при рисовании с натуры, нарабатывать разнообразные приёмы штриховки, тушёвки, затирки и т.д. и собирать коллекцию текстур.

Особенно интересно сочетать в одном рисунке богато текстурированные участки изображения с плоскими, такой строгий контраст просто не может остаться незамеченным, облегчает восприятие рисунка в целом, даёт зрителю возможность концентрировать и ослабевать внимание прямо во время просмотра одного рисунка. Да и выглядит такое сочетание всегда свежо и современно.

Рассмотрите фактуры предметов и объектов поподробнее: чем они отличаются? Как лучше рисовать ту или иную часть? Например, мелкую скошенную траву, жёсткую и подсушенную палящим солнцем, можно изобразить резкими короткими густо насаженными штрихами. Лёгкие кучевые облака особенно выразительно лягут на лист, если применять технику тушёвки, а форму править не ластиком, а клячкой или формопластом, оставляя плавные переходы тона и мягкие контуры.

А какими приёмами изобразить ствол дерева? А кирпичную кладку? А гладкую поверхность пруда? А цветочные лепестки с нежными прожилками? А развевающиеся на ветру волосы? Надо экспериментировать. Здесь нет готовых решений, только от художника зависит, сможет он подобрать наиболее выразительный текстурный ключ к каждому конкретному случаю или пойдёт по стандартной заученной академической схеме. Быстрые рисунки с натуры - очень удачный тренажёр творческих возможностей, и фактурно-текстурных тоже.

Экспрессия в рисунке.

   Быстрые композиционные рисунки для того и созданы, чтобы фиксировать творческий импульс и служить эскизами для будущих художественных идей. Они хороши как сами по себе, так и для реализации в материале - живописи и сложных графических техниках. А чтобы не растратить пыл и вдохновение в ходе работы над картиной или гравюрой на основе созданного эскиза, этот эскиз должен быть максимально выразителен и силён энергетически.

В отличие от академического рисунка, ровного и чётко регламентированного в изобразительно-выразительных средствах, творческие свободные рисунки лучше делать подчёркнуто эмоциональными - так идея и настроение не только точно зафиксируется, но и усилится. Не стесняйтесь использовать резкие росчерки супермягких карандашей, грубые штрихи, размазывание нарисованного пальцами и резинкой, рисования точками, каракулями, графитной пудрой и прочих нестандартных приёмов рисования - чем они нестандарнее и интереснее, тем лучше.

Основная цель художника в момент творческого рисования - запечатлеть идею. Быстро. Точно. Необычно. Может быть даже вычурно и экстравагантно. В таких рисунках нет правил и рамок - только ваша фантазия и свобода выражения. Помните, что вся палитра эмоций может быть выплеснута на лист при помощи графических средств и материалов, но делается это не просто потому, что хочется почеркаться и выпустить пар, а с целью выражения авторской идеи. Например, чтобы показать сильный ветер, склоняющий высокую траву в поле, не обязательно использовать жёсткую однонаправленную штриховку карандашом, ведь трава может выглядеть светлой на тёмном предгрозовом небе.

В этом случае, можно затушевать тёмным, почти чёрным небо, серым тоном поле, а фактуру травы выбрать жёсткой резинкой, нанося резкие светлые штрихи дугообразно или по диагонали. Размытые контуры предметов и объектов тоже могут создать ощущение сильных воздушных потоков, особенно если штрихи при этом располагаются диагонально или стремятся к горизонтали.

Прекрасно энергетически экспрессивно сочетаются мягкое светлое пятно и жёсткая чёрная рисующая линия; резкие белые силуэтные  вспышки на темном мерцающем фоне (в этом случае можно сначала проработать тёмным пульсирующим тоном весь лист, а потом, при помощи трафарета выбрать добела ластиком нужные детали). В любом случае, свободный композиционный рисунок может быть любым: трогательным, яростным, раздражающим, динамичным, только не унылым и скучным. Эмоции здесь особенно важны.

Если подходить к натурным зарисовкам креативно, наблюдать внимательно и быстро фиксировать момент, то даже учебные пленэрные рисунки могут стать оригинальными, авторскими графическими работами, а сам процесс рисования превратится в увлекательное творческое приключение, в охоту за идеями и вдохновением и принесут много удовольствия. А уж какой результат ожидает самых восторженных искателей! Не забудьте заранее подготовить все необходимые инструменты и художественные материалы и вперёд, навстречу удивительным открытиям в рисовании!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.


  • Сайт
  • Магазин