Однажды в личной беседе мой учитель заметил, что есть такая категория студентов, которые останавливаются в развитии после обучения, а их дипломная работа становится лучшей картиной в жизни.
"Как же это страшно!", - подумала я, - "Намного страшнее, чем пробовать и совершать ошибки; чем делать мучительный отбор техник, тем, идей; страшнее, чем заново перерождаться в творческом полыхании".
Об этом я часто думаю, когда перебираю свои старые работы. Это такая проверка состоятельности художника: видны ли этапы творческого пути по отдельным работам? Есть ли развитие от работы к работе? Изменяется ли творческий метод, создаётся ли на его основе что-то новое, выразительное, яркое? Или всё-таки создана картина, которой я полностью довольна и ничего лучше уже не сделаю?
И каждый раз я облегчённо вздыхаю: нет пока такой работы не сделано, всё хорошо.
Художник подобен легендарной птице Фениксу: он каждый раз сгорает в огне созидания, перерождается для ещё более точного и ясного выражения собственных идей, мыслей и чувств, воскресает для новых открытий и свершений, изменяется, чтобы, начав всё сначала, вновь стремиться к недостижимому идеалу. Изменчивость и неуспокоенность - вот истинные показатели творческого роста. И пусть не всё идёт гладко, многое получается не сразу, от работы к работе встречаются не только взлёты, но и падения, остановки и марафоны, всё хорошо, пока есть живой и подвижный процесс служения изобразительному искусству и исследования его форм и методов.
Разумеется, всегда будут работы знаковые и откровенно провальные, этапные и поточные, сильные и слабые, те, которыми гордишься, и те, за которые стыдно, - это не только нормально, но и замечательно. Значит, художник живой: думающий, чувствующий, изменчивый, креативный, развивающийся, настоящий.
Всё хорошо, пока лучшая картина в жизни не создана.
Вы согласны?