В источниках говорится, что Роден лепил и отливал кисти рук отдельно от фигур, эскизно, в половину натурального размера, чтобы уловить нужный образ. Я следую негласному совету мастера.
В рисунке, гравюре, этюде, изображая человеческую фигуру, стараюсь акцентировать руки, ведь они иногда даже более красноречивы, чем мимика или пропорции тела. Характер, эмоция, темперамент, мысль — всегда в руках. Именно на руки я обращаю внимание прежде всего при общении, и тем более, при работе с моделью. Интересно всё: характер жестикуляции, пропорции, полнота, форма кисти и длина пальцев, динамика движений, индивидуальные детали.
А уж если попадаются особенной красоты ладони!.. держите меня. Ученики, изучающие в школе «Jotto» рисунок фигуры человека, знают, что я легко прощу кривые линии, неточные пропорции или ошибки в перспективе, но за небрежно отрисованные кисти и плохую постановку стопы им точно влетит, поэтому в этом вопросе стараются быть педантично-аккуратными.
Руки моих героев различны, жесты уникальны, пластика разнообразна. Чтобы найти нужный вариант для конкретной работы, нередко приходится отрисовать до 5-7 положений. Ладони, пальцы, складки кожи, характер суставов, форма ногтей, рисунок вен, экспрессия жеста, напряжение сухожилий и суставная подвижность — важна каждая мелочь. То же самое касается стоп — постановка стопы, её форма и тип (античная стопа — моя отдельная любовь), особенности свода, динамика лодыжки, качество натяжения ахиллова сухожилия — рисунок ног должен быть уместен и подробен, соответствующий идее работы.
Все эти мысли, обращённые в графическую форму, обычно остаются в рабочих альбомах. Пластический концентрат из них выжимается в итоговый лист, а рисовальный жмых так и остаётся подготовительным материалом.
Весной 2022 года у меня была персональная выставка в Екатеринбургской галерее "Кирпичи", первая после долгого перерыва. Мне хотелось поделиться своими изысканиями в области пластики человеческого тела и посмотреть со стороны на серию гравюр, посвящённую классическому танцу. Завершённых гравюр было не много, а подготовительных эскизов — сотни. Чтобы и мне, и зрителю был понятен ход мыслей художника, решено было показать всё вместе.
Живые эскизы и зарисовки, представленные рядом с законченными оттисками большого формата, произвели на посетителей ошеломляющее впечатление: рядовому зрителю рисунки оказались намного интереснее гравюр. Именно у них подолгу простаивали взрослые, они вызывали неподдельные эмоции у подростков — люди простаивали у стенда до получаса. А сколько было отзывов на выставку! Этот случай научил меня быть внимательной к собираемому материалу, бережнее обращаться с любым фрагментом, выходящим из-под моего карандаша, напомнил об аккуратности и сохранности работ.
Теперь и у меня есть коллекция рабочих рук и стоп (а ещё динамических фигурок) разного масштаба, размера, степени отрисовки. Они помогают держаться "в форме", когда нет больших проектов, а иногда находят ключ к решению новых художественных образов. Удивительно, но и ни к чему не обязывающий скетчинг может нередко сослужить добрую службу. Всё к месту.
#рисунок #скетч #скетчинг #рисунокрук #наброски #зарисовки #художественнаяшкола #художествннаяшколаджотто #кусырисования #рисованиеекатеринбург