Давно замечено, что чем ограниченнее средства и строже задача, чем минималистичнее изображение и проще мотив, тем интереснее и эффектнее результат.
Это значит, что художнику приходится искать новые возможности для манёвра в обход привычных приёмов и схем работы. Почти все наши выпускники вспоминают именно эти "ограничивающие" упражнения, как самые полезные и важные: минималистичная по набору цветов палитра, однообразное направление штриховки, на 90% сохранённая нетронутой поверхность рабочего листа... вот и выкручивайся!.
Новички недоумевают: и всё? А раскрасить? А затушевать пятна карандашом, предметы же тёмные? Как так, без передачи формы? Почему нельзя как в натуре? А через время смотрю на их домашние самостоятельные рисунки - всё не зря! Даже если методически смысл упражнения не всегда понятен начинающему художнику, творческое мышление запущено, а значит, урок пошёл в копилочку собственного креативного багажа.
И вообще, если человек научился рисовать с умом, может ставить себе разные творческие задачи, анализируя визуал, продумывая связь технических изобразительных возможностей со смыслом конкретной работы, значит миссия педагога выполнена.
Вот, наглядный пример - рисунок нашей Тамары "Солнце и дождь в Самарканде". Вроде бы простое упражнение, а визуальный образ получился вполне сложенный и цельный. Кстати, этот приём хорошо выглядит и в портрете, и в натюрморте - попробуйте сами.