В юности я много общалась с художниками вживую, читала дневники мастеров живописи, чтобы понимать изобразительное искусство "изнутри", анализировала и сравнивала их мысли со своими собственными.
Нестеров, Репин, Коровин, Серебрякова, Гоген, Ван Гог - с каждым я проживала муки и радости жизни в искусстве, рождение идей и наблюдения, творческие озарения. В этих книгах были мысли, под которыми я легко могла подписаться, были сложные высказывания, о которых хотелось поспорить... всё это поддерживало на пути творческого становления, подсказывало, что в своих устремлениях я не одинока, а взлёты и падения в творчестве, сомнения и поиски себя, критика и реакция на неё - обычное дело.
Когда я читала дневник Марии Башкирцевой, то, как будто, вернулась в это золотое время ученичества, вхождения в мир изобразительного искусства, поиска себя в нём.
Мария - русская аристократка, певица, писатель и художник, прожившая недолгую, но яркую жизнь (всего 25 лет!), безусловный культурный феномен и интересная личность. Свой дневник Мария начала вести в 12 лет: здесь и забавные, ещё детские, переживания и капризы, и первые романтические увлечения, и описания путешествий в Вену, Баден-Баден, Женеву, Рим, Париж, Ниццу, и вся жизнь русской девочки-дворянки конца XIX века.
По мере взросления, появляются новые темы дневниковых записей, рассуждения и наблюдения, интересы. А когда из-за тяжелой болезни у Марии пропадает голос и она полностью посвящает себя изобразительному искусству, на страницах её тетрадей раскрываются такие знакомые каждому начинающему художнику мысли: смогу ли я стать выдающимся художником? Есть ли у меня достаточно таланта? Что нужно, чтобы стать лучшим в своём деле? Как реагировать на похвалу и критику? Сколько времени нужно посвятить рисованию, чтобы был результат? Как открыть в себе способности? Как взаимодействовать с педагогом, чтобы не стать его точной копией? И многие другие.
Мария Башкирцева достигла многого: ученица Академии Жюлиана, она за 6 лет смогла освоить мастерство живописца на профессиональном уровне, получить медаль парижского Салона и стать первым русским художником, чья работа попала в Лувр.
Она переписывалась с Ги де Мопассаном, увлекалась политикой и под псевдонимом пишет статьи о феминизме.
Текст книги, одновременно живой, яркий и спорный - неоднозначно воспринимается читателями. Марина Цветаева черпала в этих записях вдохновение, а Розанов открыто критиковал.
Кто-то найдёт в книге историю русской девушки XIX столетия, сумевшей вырваться из навязанных обществом установок, кто-то - самовлюблённого избалованного ребёнка, кто-то - поиски мятущейся души... Я в этом дневнике вижу себя: схожие мысли и чувства, стремлния и надежды, боли и радости. И, конечно, эта книга - уникальный документ о взращивании творца внутри себя, о становлении художника и о его борьбе с судьбой.
Цитаты из книги:
"Боишься? Тем лучше: только те храбры, кто боится, но идет навстречу своему страху; отвага вовсе не в том, чтобы делать то, что боятся делать другие. Настоящая, единственно нужная отвага - это когда заставляешь себя делать то, чего боишься сама."
"Вы, может быть, полагаете, что в нашей работе участвуют только глаза да пальцы? Вы, обыватели, никогда не узнаете, сколько нужно неослабного внимания, постоянных сопоставлений, расчёта, чувства, раздумий, чтобы чего-нибудь достичь!"
"Когда рисуешь с восьми до полудня и с часу до пяти, день проходит быстро. Одна дорога съедает почти полтора часа, а я сегодня немного опоздала, так что работала не больше шести часов. Как подумаю, что потеряла годы, целые годы! Ярость такая, что хочется всё послать к чёрту... Но этим только хуже сделаешь. Ладно, жалкое, мерзкое существо, будь довольна уже и тем, что наконец начала работать! А ведь могла начать в тринадцать лет! Пять лет!
Я бы писала уже исторические картины, если бы начала писать пять лет назад. То, что я знаю, только вредит мне. Всему надо переучиваться.
Два раза пришлось приниматься за голову анфас, прежде чем вышло удовлетворительно. Зато обнажённая натура получилась сама собой, Жюлиан не поправил ни одной линии. Когда я приехала, его не было, и одна из учениц показала мне, как приниматься за дело; я никогда не видела обнажённой натуры.
До сих пор всё, что я делала, был сплошной самообман.
Наконец-то я работаю вместе с художниками, настоящими художниками, которые выставляются в Салоне, у которых покупают картины, которым заказывают портреты, а иные из них даже дают уроки.
Жюлиан доволен моим дебютом. "К концу зимы вы будете писать превосходные портреты", - сказал он.
Говорит, что его ученицы подчас нимало не уступают его ученикам-мужчинам. Я бы поработала с этими последними, но они курят, да, впрочем, и разницы никакой нет. Разница была раньше, когда женщинам давали только одетых натурщиков, но с тех пор, как они пишут обнажённую натуру, обучение совершенно одинаковое."
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутые видеокурсы по рисованию https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy