Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как составить натюрморт для рисования? Подбор предметов и элементов натюрморта. Часть 1.

   Знаю по себе, что подобрать предметы для натюрморта, особенно если только начинаешь рисовать, серьёзная трудность. Какие именно предметы выбрать, как их расставить на предметной плоскости, какие связи между элементами натюрморта должны быть и как не перегрузить натюрморт предметами - лишь основные задачи.

Конечно, на первых порах, стоит просто довериться учителю рисования - он точно расставит предметы натюрморта хорошо, красиво и упорядоченно. Мне в этом помогал папа, а наблюдая за его действиями, задавая вопросы и внимательно слушая пояснения, через пару лет я могла уже это делать самостоятельно.

   Домашние натюрморты можно выстраивать по аналогии с учебными классными, подбирая похожие предметы и их соотношения. В идеале же, проанализировать учебный план и задачи и двигаться в развитии (в составлении натюрмортов для учебных и творческих рисунков тоже) согласно ему. Есть основные принципы, на которые следует ориентироваться.

1). Постановки натюрмортов существуют не сами по себе: они создаются на основании учебной или творческой задачи.

   Постановка натюрморта для художника - это не просто набор красивых предметов. Предметы могут быть самые заурядные: обычная посуда, сложенная бумага, коробки, сосуды, книги и т.д. И несут они в первую очередь не смысловую нагрузку, то есть это не предметы сами по себе, а своеобразные тренажёры для постижения изобразительной грамоты.

   Если задача: выстроить гармонию родственно-контрастных цветов в этюде натюрморта, то подбираем цвета предметов и драпировок в соответствии с ней (смотрим на цветовой круг, анализируем, какие цвета являются контрастными, а какие родственными и сочетаем их в постановке). Если задачей рисунка обозначено выявление материальности предметов, то лучше подобрать элементы натюрморта разные по фактуре и текстуре, сделанные из разных материалов - стекло, керамика, бумага, камень, пластик и т.д. При задаче конструктивного построения лучше подобрать предметы или объекты простые по форме, сочетающие в себе объёмы, сходные с геометрическими: шар, куб или параллелепипед, конус, цилиндр, 6- или 8-гранник. В этом случае лучше отказаться от вазочек с лепниной или предметов случайной, экзотической формы - найти конструкцию предмета там, где её нет, невозможно, а не выполнить учебную задачу - раз плюнуть.

   Поэтому, прежде чем хвататься за весь арсенал предметов и объектов доступных для рисования, подумайте, для чего вы это собираетесь делать, с какой целью и что хотите получить в итоге - чему научиться, какой вопрос решить, какие навыки в рисовании закрепить. Просто красиво нарисовать красивые предметы - не считается.

И уж конечно, не стоит выбирать предметы для натюрморта по принципу: нравится/не нравится, прекрасная (с вашей точки зрения) кисловодская ваза может сама по себе хороша и функциональна, но она не имеет никакого отношения к задаче, например, конструктивно-пространственного решения натюрморта.

2). Разделяем учебные и творческие задачи.

   Изучение основ изобразительной грамоты и рисование, чтобы научиться и совершенствоваться в корне отличается от рисования для самовыражения и рисования для удовольствия. В первом случае, художник учится у природы, постигает основы ремесла, изображает мир таким, каким его видит человеческий глаз - реалистично, трёхмерно, достоверно, точно. Во втором - выражает свои чувства и мысли по поводу увиденного, демонстрирует зрителю свою авторскую идею посредством предметов и объектов натюрморта, в этом случае изображение может быть не реалистичным, возможно применение стилизации, искажения, уплощения форм и предметов натюрморта, изменение цвета и тона.

   Таким образом, в учебном рисунке художник изучает форму, цвет, перспективу, конструкцию, материальность и прочие характеристики, принципы и особенности. Для этого художник использует приёмы компоновки, метод визирования, принцип сравнения и сопоставления частей натюрморта и другие средства.

   При решении творческой задачи художник осмысляет реальность, пропускает увиденное через собственную философию, опыт, имеет личную точку зрения на явления и события, трактуемые через предметы натюрморта. Для этого художники используют композицию (с её законами, правилами, личностными авторскими особенностями, структурой и прочим), декоративизм, разного рода стилизацию. Тут каждый штрих и мазок имеет значение и подчинён общей художественной идее в искусстве натюрморта.

   Поэтому, перед тем, как рисовать натюрморт, определитесь, какая именно задача вас волнует, какая цель лично у вас при рисовании натюрморта. И, конечно, стоит её выбрать посильную - не нужно пытаться выразить общественную драму через расколотые щипцами орехи, если вы рисуете всего пару месяцев. Всему своё время. И мышление и творческое кредо художника тоже требуют времени и душевных сил на своё формирование и становление.

3). Промежуточные задачи в рисовании натюрмортов.
   Бывает, особенно во время обучения композиции художников и дизайнеров, учебные работы сочетают в себе задачи, как творческие, так и академические. В этом случае, стоит учитывать эту комбинаторику при подборе предметов и элементов натюрморта. При сочетании, например, задачи передать ритм и материальность в натюрморте, стоит выбирать прозрачные и матовые предметы нейтральной и интенсивной окраски и чередовать их. При сочетании цвето-символических задач в постановке можно проследить ассоциацию с эпохой или периодом истории при подборе предметов.

   Часто учебные задачи в рисунке и живописи перетекают в творческие и наоборот, например, белые предметы на белом фоне и чёрные на чёрном. Такие постановки учат видеть и передавать мельчайшие оттенки цвета и тона, формируют возможность передавать форму и пространство минимальными средствами максимально выразительно, развивают художественное видение. И здесь можно заложить в предметы натюрморта любой творческий смысл - от одевания невесты до ночного неприбранного стола.

   Хорошее упражнение для перехода с учебных на творческие задачи и наоборот: написание натюрморта из предметов ахроматической окраски (серых), хроматическими цветами (цветом). Поиск разнообразных оттенков серого, их цветовая характеринстика, качество замутнения чистых цветов в каждом конкретном случае - не только великолепный опыт для практикующего художника, но и непростая и увлекательная задача для составления постановки. Какие предметы лучше взять, какие серые будут выглядеть похожими, а какие разными по цвету и тону, как расположить предметы и объекты в пространстве друг за другом, какие их части будут видны, а какие закроются другими предметами, как будут расположены тени от предметов: интеллектуальная игра сделает банальную постановку оригинальным перфомансом.

4). Все элементы натюрморта разные по размеру и массе.

   Наверное, это основное правило при составлении натюрмортов для живописи, рисунка, фотографии. Лучше выбрать один основной, крупный предмет и к нему подбирать все остальные. Для начинающих художников 2-3 предметов в натюрморте достаточно, большое количество деталей и элементов отвлекают от основной задачи и рассеивают внимание художника. По мере становления мастерства художника и освоения изобразительной грамоты, можно увеличивать количество элементов натюрморта, выбирать более сложные по форме и фактуре предметы. Но все элементы натюрморта должны делиться по размеру на 3 основные группы: крупные, средние и маленькие.

   Человеческий глаз устроен так, что воспринимает количество до 3, как отдельные, характерные части, а более - как условное множество. Именно поэтому цветы в букете прописывают не все: внимание художника (и зрителя) распределяется между тремя основными соцветиями по счёту - главный, вторичный, третичный. Остальные стираются, списываются, рисуются менее контрастно и детализованно.

   Счёт до трёх в степени прорисовки и важности предметов натюрморта аналогичен. Стоит выделить самый крупный, средний и маленький предметы, а всё остальное - мелкие детали и дополнения в виде складок драпировки и разряжающих основную часть мелочей. Важно сравнить основные предметы друг с другом не только по высоте и ширине, но и по массе (визуально читаемый массив предмета, его габариты в целом).

5). Главный предмет располагаем не по центру.
   Начинайте расстановку предметов натюрморта с основного предмета - он может быть самым крупным, самым ярким или самым светлым/тёмным, а также самым сложным по форме или самым глянцевым. Этот тот предмет или объект, который вы планируете изобразить наиболее подробно и тщательно. Расположите его чуть в стороне от предполагаемого геометрического центра будущего рисунка, лучше сразу уравновесить его вторичным предметом или драпировкой, чтобы не было соблазна расположить остальные части натюрморта рядом с ним зеркально симметрично.

   Во время сбора натюрморта периодически отходите от него на несколько шагов и рассматривайте со стороны. Обойдите его вокруг, чтобы убедиться, что основной предмет не совпадает с вертикальной осью формата ни с одного из возможных положений.

   Слишком близко к краям формата основной предмет располагать также не желательно. Это усилит его массивность и тяжесть, а значит закомпоновать все детали натюрморта гармонично не получится. Вокруг главного предмета натюрморта обязательно стоит сохранить свободное пространство - в нём расположатся другие предметы и детали. Это создаст целостность всей постановки, а внимание художника и зрителя будет концентрироваться на главном.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин