Я не пишу о своих творческих работах здесь, ведь канал посвящён нашей художественной школе Jotto, её процессам, новостям и ученикам, настоящим и будущим.
Но иногда мои начинающие и опытные художники просят показать что-то из собственных работ по теме урока. А к теме создания художественного образа, органично соединив идею и выразительные средства графики, отлично подходит эта история.
Когда прочла условия выставки экслибриса, посвящённой 200-летию войны 1812 года, я уже знала, что именно буду гравировать. История жизни и подвига Александра и Маргариты Тучковых долгие годы была для меня символом единства чести, долга и внутренней силы (см. ниже).
Техника экслибриса подразумевает малый размер, а сама печатная графика - некоторую условность трактовки и ясность композиции и стилизации. Уже с первого взгляда на гравюру должно быть понятно, что это 2 разных, но связанных друг с другом драматических сюжета, поэтому я разделила героев сильной диагональю и использовала некоторую угловатость в рисунке основных форм.
Рисующая чёрная линия и чёткие штрихи, моделирующие форму, плоские чёрные пятна характерные для линогравюры придали работе особый оттенок печальной мощи. А лаконичные силуэты фигур, как будто обращёны друг к другу, но разнесены рядами облаков (время, пространство и т.д.) и сильной диагональю древка знамени (резкость момента).
Трактовка образа монахини, статичного и лаконичного, в сочетании с лёгкой динамической фигурой генерала в верхней части, по моему мнению, усилила эмоциональный эффект в восприятии всей работы и композиционно уравновесила лист. Тяжёлый чёрный треугольный массив держит на себе основное внимание зрителя и придаёт возвышенно-печальных нот (стилизация под традиционные иконные образы).
Несколько чуть разных эскизов помогли мне найти самое удачное по равновесию и динамике решение картинной плоскости, а небольшие цветные участки уже напечатанной гравюры, подцвеченные акварелью, придали графической истории жизни.
Это всего одна работа из серии гравюр, посвящённых героям Отечественной войны 1812, но самая любимая и важная для меня. И я очень горжусь, что эти 4 листа сейчас находятся в коллекции Русского музея.
А на что вы, друзья, обращаете внимание с первую очередь, разглядывая художественную работу: на сюжет или техническую составляющую? Что для вас в приоритете: что изображено или как это сделано и почему? А что интереснее?
ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРА И МАРГАРИТЫ ТУЧКОВЫХ.
"В тот день в бою под деревней Семеновской Тучков поднял свой полк в атаку. Солдаты, оробевшие под шквальным огнем вражеских батарей, замешкались. «Вы стоите? - Я один пойду!" - крикнул Тучков, схватил знамя и кинулся вперед. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб, каким-то шипящим облаком, обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала" - так писал Федор Николаевич Глинка о гибели Тучкова в своих "Очерках Бородинского сражения". Место, где пал Тучков, было известно. Его на карте отметил граф Коновницын, участник сражения.
К концу октября после отступления французской армии из Москвы, Маргарита Михайловна решила отправиться в Бородино в надежде найти останки мужа и предать их земле. Перед Тучковой открылось ужасающее зрелище поля смерти, на котором в могильном запустении десятки тысяч убитых были разбросаны без погребения. В сопровождении старого иеромонаха Иосафа она всю ночь ходила по Бородинскому полю среди сотен изувеченных тел. На всем поле два места особенно поразили Тучкову своим видом. Это были Семеновские высоты с флешами Багратиона и батарея Раевского, представлявшие собою горы человеческих тел. Маргарита вернулась в Москву с твердым решением построить памятник Александру и всем погибшим прямо на Бородинском поле.
На месте гибели мужа Маргарита Михайловна построила церковь Спаса Нерукотворного, памятник мужу. В 1820 году церковь была готова и освящена. В храме был поставлен гранитный крест с негасимой лампадой и положена мраморная плита с именем Александра Тучкова. Маргарита Михайловна сама внесла в храм икону Спаса, очень дорогую для неё, переданную ей мужем перед расставанием. Следует отметить, что это был первый памятник на Бородинском поле, возведенный для вечного поминовения павших воинов. Приезжая из Москвы в Бородино, чтобы следить за его возведением Тучкова останавливалась в небольшом домике, построенном напротив храма.
Через шесть лет в 1826 году после короткой болезни внезапно умирает единственный сын Тучковых, Николай. Вдова похоронила его в склепе под Спасским храмом. Лишившись любимых, она решает навсегда поселиться здесь. Постепенно к дому Тучковой стали стекаться женщины, в основном вдовы погибших на полях сражений, желавшие уединения и молитв. Спустя три года Маргарита Михайловна приняла малое пострижение и стала инокиней Меланией. В начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. 23 июля 1839 г. Владыка Филарет сам освятил храм и монастырь.
28 июня 1840 г. он совершил над Тучковой обряд великого пострижения и на следующий день посветил ее под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря. Почти 20 лет мать Мария была настоятельницей монастыря, дни и ночи проводя в трудах и заботах. Она построила ещё один храм и собрала великолепный хор, послушать который приезжали даже из столицы.
Игуменье Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре. До последних дней жизни игуменья Мария жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. Словно предчувствуя кончину, незадолго до смерти, она сожгла письма мужа к ней, не желая, чтобы их читали чужие люди. Умерла игуменья Мария 29 апреля 1852 года. Похоронили ее в склепе выстроенного храма, рядом с сыном и совсем недалеко от места гибели любимого мужа.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
2. Сохраните в закладки браузера.
3. Покупайте у нас крутой видеокурс по рисованию "Мужской портрет карандашом" https://ekaterinakryukova.ru/shop/courses/videocourses/videokurs-muzhskoy-portret-karandashom