Екатерина: Всем здравствуйте! Сегодня у нас будет разговор о живописи: станковой, классической, реалистической. К нам присоединится Наталья. Привет, Наташа!
Наталья: Привет!
Екатерина: Давайте для тех, кто присоединяется, я тебя представлю. Сегодня у нас в гостях Наталья Рудый. Я знаю Наталью давно, мы с ней учились вместе в Академии: в одно время, но на разных отделениях. В какой-то степени наши творческие и жизненные пути похожи, потому что Наталья - Член Союза художников, замечательный живописец.
Она выбрала своё направление реалистической живописи, именно пейзажной живописи. У Натальи есть студия, в которой она обучает всех желающих, проводит мастер-классы. В общем, она очень классный, позитивный, интересный человек, с хорошим творческим опытом, которым она с нами, я думаю, с удовольствием поделится.
Наталья: Спасибо!
Екатерина: Спасибо, что согласилась! Наташа, начнём с вопросов, больше таких разгоночных, для того, чтобы войти в диалог и чтобы нашим зрителям было интересно. Вначале я всегда спрашиваю у своих гостей: с чего началось увлечение изобразительным искусством? Спрашиваю у всех, не важно кто перед нами: дизайнеры, живописцы, графики или мастера прикладного искусства. Как выстраивался твой путь художника? С чего он начинался? Как зародилась эта искра (или она была уже)? Когда ты поняла, в чём твоё призвание и почему это именно то, чем ты будешь заниматься всю жизнь?
Наталья: Честно говоря, я не скажу, что прямо с самого-самого раннего детства, как это у многих бывает, я осознала, что я хочу быть художником. Такого не было. Были способности, которые мы с родителями попытались развить. Моё обучение: в 6 лет я пошла в изостудию. Но в тот момент что-то пошло не так - у меня начал кривиться позвоночник.
Екатерина: О!
Наталья: Мы рисовали не за мольбертами. Мы сидели за столом, а в 6 лет ребёнок, он скрючивается. Конечно, в таком возрасте за собой не последишь. В этом была причина моего ухода оттуда. И я пошла на танцы и в различную спортивную деятельность, которая меня всю жизнь и сопровождает.
А сознательно я поступила в художественную школу довольно-таки поздно, это было в 13 лет. В принципе, сейчас, вроде бы, раньше набирают - для 5-6-летних есть обучение, а раньше только 4 года учились. Я закончила 4-летнюю художественную школу. Туда я пришла осознанно.
Сказала: “Мама, я хочу пойти учиться рисовать”, потому что способности были, которые проявлялись, например в стенгазетах. Я рисовала своему старшему брату работы на изо: он был старше меня на 3 года, а я за него делала уроки по изо. Конечно, ему порой ставили двойки и говорили, чтобы мама больше не рисовала за него, но мы всё равно продолжали эту практику. Именно в 13 лет я точно поняла, что хочу рисовать…
Екатерина: Ага, развивать эти навыки…
Наталья: Я не знала, что стану художником. Не было такой цели - стать художником. Эта цель появилась уже спустя время. По окончании художественной школы, я задалась вопросом: а что дальше? Не должно же это всё быть зря, тем более, у меня были хорошие результаты. И в различных конкурсах я участвовала, и хотелось проявлять себя.
Екатерина: Ну, конечно...
Наталья: Но всегда параллельно с искусством у меня шёл спорт, который постоянно меня сбивал с творческого пути. И время неимоверное тратилось и на то, и на другое. В итоге я выбрала поступление на Худграф в нашу Академию, благодаря, в большей степени, нашему преподавателю в художественной школе, которая меня настроила, направила. Мне кажется, ребёнок сам, своими мозгами не может сделать выбор…
Екатерина: Конечно, нужна помощь, это безусловно. Я знаю это по себе, потому что у меня тоже был перерыв в своё время. В детстве я закончила 4-летнюю художественную школу. Я была самой младшей в классе, и поэтому все пошли после художки в художественное училище, а я просто пошла на паузу. Тогда не было групп для всех желающих, не было вечерних занятий - я 2 года не рисовала и мне пришлось начинать всё заново, когда уже, что называется, прижало, когда надо поступать.
Наталья: Вот, да! После художки я год проучилась на подготовительных курсах в нашей школе у своего преподавателя, а затем поступила на Худграф. Поступила без проблем, так как у меня была медаль в школе и я поступила по льготным, очень лёгким условиям. Ну, и, собственно, училась, участвовала в выставках. И решающим моментом - что делать дальше, как жить - стала помощь, меня направил мой преподаватель. Она говорила: “Давай, давай! Ты можешь!”.
Вера преподавателя тоже сыграла свою роль. И если данность есть, она всегда будет и никуда не уйдёт. Даже если ты не очень уверенный человек, а я такая, мне надо за всё хвататься, но меня надо иногда подпинывать.
Екатерина: Конечно, обязательно мнение со стороны нужно. Я с тобой очень согласна.
Наталья: Я очень своему педагогу за это благодарна. Вот так. Ну, и Сергей Анатольевич Костылев, мой преподаватель, к которому я пошла на диплом, но и не только он - у нас много замечательных педагогов в институте, которые и сейчас преподают - нас направляли и направляют сейчас.
Екатерина: Наташ, расскажи поподробнее про педагогов. Потому что вот у меня есть 3 таких мощных преподавателя, которые просто фундаментально в меня вложили много творческих знаний и умений. Это мой отец, потому что это самый первый шаг в изобразительное искусство и папа всю свою жизнь был со мной.
Это мой педагог в училище - Сергей Иванович Корьякин, который вывел меня на новый творческий уровень, благодаря которому я пошла дальше, дал такой толчок. И Владимир Валентинович Зуев, который именно графике меня обучал. Были и другие замечательные, великолепные совершенно педагоги, но вот эти люди - 3 столпа, которые сформировали меня как художника. Расскажи про своих, потому что значение учителя сложно переоценить, это всегда очень важный момент.
Наталья: Да! Я считаю, что мне очень повезло в детстве. В художественной школе я училась у Моргачёвой Ларисы Ивановны. Сейчас она преподаватель высшей категории, у неё замечательные выпускники - они обучаются и в Краснотурьинском художественном училище, и в Питере в Академии художеств, и в Архитектурном в Екатеринбурге. Подготовка у неё очень сильная. Я готовилась на Худграф конкретно, потому что в каждом вузе свои задачи ставятся, свои критерии при поступлении.
Екатерина: Да, свои особенности...
Наталья: Лариса Ивановна - педагог от Бога! Я ей очень благодарна. Она учитель, который может направить в правильное русло. И именно с наших поездок на различные мероприятия началась моя любовь к природе, это можно так назвать, потому что Лариса Ивановна нас вывозила на пленэры на Северный Урал, мы в горы ездили с ночёвкой. Это было очень-очень интересно! Моя пленэрная жизнь началась ещё в том времени, в детстве, конечно, она сопровождает меня до сих пор.
Екатерина: Это основная, наверное, самая главная твоя стезя, которой ты не изменяешь. И даже с маленьким ребёнком умудряешься много рисовать. Сколько Каролине сейчас?
Наталья: Будет три скоро.
Екатерина: Вот, она была ещё совсем лялькой, а ты умудрялась ходить на пленэры!
Наталья: Да, это отдельная история: называется, маме не сидится на месте. Я просто не могла бросить всё, чем я занимаюсь. Я расскажу попозже?
Екатерина: Давай, давай, конечно! А пока вернёмся к педагогам.
Наталья: Дальше был институт. На первом курсе ты ещё втягиваешься, ничего не понятно. Далее я занималась у Грищенко Игоря Владимировича. Он тоже многое нам дал. И он, как правильно сказать?..
Екатерина: Он вдохновлял больше. У Игоря Владимировича такая мягкая манера подачи информации…
Наталья: Да, да! Он очень деликатно умеет подсказать и направить. С Игорем Владимировичем мы постоянно ездили на пленэр. Нам повезло: когда мы учились, нам выделялись деньги и мы ездили. Те, кто учились после нас, уже стали меньше ездить, но именно эти поездки сыграли свою роль. Иначе никак, потому что Игорь Владимирович замечательный колорист, от которого можно черпать и черпать, учиться.
Екатерина: Я подтверждаю! Вот здесь, кстати, стоит пояснить нашим зрителям, рассказать о Игоре Владимировиче Грищенко поподробнее - это не академического толка художник, он больше относится к тем художникам, которых называют “дети авангарда”, то есть это те, кто после искусства авангарда сделали следующий шаг - перестроились. Это художник больше постмодернистского направления, но реалистические традиции в его живописи очень чётко читаются. И очень круто, когда ты видишь, откуда что берётся: здесь вот он себя проявил, здесь реплика от этого художника. Это очень мощно!
Наталья: Но основным своим преподавателем, конечно, я считаю Костылева Сергея Анатольевича. Я очень люблю его живопись! Мне она очень близка по манере, по колориту… Она меня задела за живое: захотелось так же. Я стала учиться у Сергея Анатольевича, впитывать, пошла к нему на диплом. К нему в мастерскую я пошла достаточно поздно, только на 4 курсе, то есть почти перед самым дипломом. А в остальном я просто училась в институте, самостоятельно рисовала…
Екатерина: Ну, классические учебные занятия…
Наталья: А дополнительные занятия и творческие открытия уже были в мастерской Сергея Анатольевича. Вот сейчас я нахожусь в своей мастерской - это как раз бывшая мастерская Костылева Сергея Анатольевича.
Екатерина: Вот как! Мастерская тебе по наследству перешла! Сергей Анатольевич - один из немногих художников у нас на Урале, работающих в академической манере, в классической академической манере, не интерпретированной, никак не переосмысленной, а именно в той, которая была задана в XVIII веке.
Он занимается и портретами, и фигурными композициями, но пейзаж - это один из любимых жанров, целый большой пласт его творчества. Сейчас художник, по-моему, в Москве территориально живёт и работает, да?
Наталья: Нет, он в Перми, в Академии работает - там филиал Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Преподаёт. Наверняка, у него какая-то научная степень уже имеется, он уже здесь был доцент. Он получил звание Заслуженного художника, всё у него замечательно. Мы следим за его творчеством в фейсбуке.
Екатерина: Классно! Здорово.
Наталья: Я с ним, бывает, таким образом даже советуюсь, высылаю работы, чтобы он покритиковал, чтобы что-то сказал. Конечно, сейчас я вышла в свободное плавание, но всё равно мне нужна какая-то обратная связь не только от зрителя, который видит мои картины, но и от преподавателя, чтобы конструктивная критика обязательно присутствовала.
Екатерина: Конечно, мы же друг друга очень любим и уважаем и честно сказать о каких-то вещах иногда тоже очень нужно.
Наталья: Обязательно!
Екатерина: Наташа, наши зрители пишут комментарии: “Наташа, мы тебе тоже желаем Заслуженного художника в будущем!”
Наталья: У меня такой цели нет, но спасибо!
Екатерина: Не помешает, в любом случае! Наташ, раз уж мы заговорили об образовании, расскажи о важности художественного образования. Сейчас есть такая тенденция, что в некоторые творческие профессии идут люди без образования: получают навыки и работают.
И многие считают, что можно научиться рисовать самостоятельно: по референсам, по видеоурокам, по youtube-каналам, то есть не у конкретного педагога, не в конкретном учебном заведении, а самому выстраивать процесс собственного обучения, развиваться, иногда даже совершенно самостоятельно, без каких-либо влияний извне - просто рисовать, что хочу и можно сформироваться, как художник. Возможно ли это? И может ли состояться мастер без образования, в нашем случае, в живописи? Твоё мнение.
Наталья: Вообще, да: границы образования и образованности сейчас очень размыты. Я считаю, что образование нужно и очень даже важно. Но, смотря какие цели ставить. Если цель - стать профессиональным художником, продавать свои картины или стать крутым дизайнером, архитектором - освоить конкретную профессию, то они требуют соответствующего образования. Не мы это придумали, что есть базовые основы, техника, например, которую ты не сможешь онлайн понять.
Екатерина: Тонкости, нюансы.
Наталья: Это обязательно должно идти от педагога. Нужно обязательно посмотреть разные манеры исполнения вживую, штрихи, как они должны укладываться, нажим карандаша, характер мазка... Всё это возможно только с педагогом.
Екатерина: Да, в живом контакте.
Наталья: Да, в живом диалоге, в живом контакте с преподавателем. А если цель - просто эмоциональный разгруз, то тогда не нужно с этим уровнем рисования в онлайне на что-то претендовать. Надо обязательно учиться, но, опять же, обучение может быть по книгам, по хорошим книгам. Есть примеры, например, Анатолий Мовлян, екатеринбургский художник. У него самостоятельное образование: он сам себя обучил, причём до такого уровня, обалдеть можно. В принципе, это возможно. Но я думаю, что творческие способности, в этом случае, изначально были в самом детстве.
Екатерина: Данные были, предрасположенность была.
Наталья: Именно, предрасположенность! Я считаю, это вообще исключение из правил. Путь проще - это занятия с педагогом. Нужен пример наглядный, на котором учатся.
Екатерина: Ну, да, не зря уже почти 300 лет существует русская академическая школа и лучше пока ничего не придумали. Хотя бы часть этого большого пласта знаний и умений хорошо бы, конечно, освоить так, как должно. Я очень согласна с твоим мнением.
Наталья: Основы, они должны быть, в любом случае. Начинать с середины - это длительный путь. К этому можно прийти через систему мастер-классов, но лучше базовые понятия сформировать, заложить. Ну, в художественной школе на протяжении 5-6 лет это всё закладывается.
Екатерина: Наташа, тогда, раз мы уже заговорили про реализацию художника, про его уже непосредственно работу, вопрос по поводу того, как измеряется успех. Это очень понятно на примере дизайна: дизайнер востребован, если его проекты реализованы в жизни и активно используются в промышленности, в полиграфии и так далее.
У художника, когда мы создаём живописное произведение, произведение станковое, чем измеряется успех художника: количеством или качеством картин, качеством выставок? Ты уже состоявшийся художник, принимавший участие во многих выставках, и всероссийских, и международных, я уже не говорю о региональных выставках, потому что я тебя вижу постоянно на выставках. И это круто, потому что художник этим живёт. Чем измеряется успех? Какие критерии оценки?
Наталья: Успех понятие довольно таки размытое, я считаю. Для художника - это одно понятие, для зрителя - другое. Например, выставки о чём говорят? Если ты участвуешь в выставках, значит ты прошёл некий отбор, значит тебя воспринимают коллеги, значит ты имеешь свой стиль. То есть, ты вносишь свой вклад в культурный пласт, в современное изобразительное искусство. Вот этот вот критерий выставок, я считаю, очень важен для художника. А востребованность художника как продавца, его популярность у покупателя…
Сейчас художественный мир развивается так, что порой хочется вообще этого всего не видеть, вообще не хочется смотреть на картины, которые хорошо продаются. Продаются те, у кого хороший менеджмент, а бывает, что замечательные художники не продаются вообще - у них всё в закромах лежит и если одна картина в месяц продалась - замечательно. Сейчас востребовательность художника в денежном эквиваленте - не показатель качества. Да, это можно, наверное, считать успехом, что ты можешь продать свои работы. Это здорово! Художнику нужно на что-то жить.
Если вы хороший художник и отличный менеджер, то это супер! Но я вот не менеджер, честно. Я очень плохо продаю свои работы, мне жалко их продавать.
Екатерина: Наташа, вот по себе могу сказать (в контексте нашего диалога): бывает успех уже в том, что идея реализовалась в материальную форму. Вот, я думала её, вынашивала 2 месяца или, скажем, 5 лет, и вот творческий выплеск случился и она вышла в той форме, в которой, мне кажется, она идеально сидит. То есть, я максимально точно выразила то, что хотела сказать.
Наталья: Да-да-да!
Екатерина: Бывает успех, когда ты делаешь выставку, смотришь целиком всё и понимаешь, что вот это вот направление у меня приоритетное и я с этим определилась. И это для меня успех, потому что до этого я была в некотором тупике. Бывает успех, когда наоборот, что-то не идёт, и ты в каком-то сложном расположении духа, в метущемся, и вдруг, приходит отзыв от зрителя на серию работ или отдельную работу…
Наталья: И отзыв коллег так же, отзыв художников, преподавателей - это тоже важно.
Екатерина: Получается, что для каждого художника успех свой, личный?
Наталья: Да. Бывает: “Вау, закончил картину! Ура! Я супер, я успешный!”
Екатерина: Ага, долгострой какой-нибудь закончил…
Наталья: А что с этим дальше будет? Тебя уже это не должно волновать. Я вообще считаю, что для художника продажа не должна быть самоцелью. Художника волнуют совершенно другие моменты.
Екатерина: Хорошо, понятно. Тогда давай поговорим о процессе живописи: мы уже обсуждали, что бывают моменты, когда “не идёт”, бывает тяжело пишется, а бывает легко, случается, что сразу картина решилась, а иногда надо отставить в долгий ящик и когда-нибудь потом ты к ней вернёшься. А может, и не вернёшься уже, всякое бывает. Во время самого процесса живописи, когда ты пишешь пейзаж с натуры или с фотографии, как вообще реагирует психика, организм? У психологов, например, есть специальное направление - арт-терапия.
Конечно, это совсем не то, что мы называем живописью, это всё-таки психологические упражнения, но тем не менее, любое творческое занятие придаёт сил. Мои ученики тоже про это говорят, что уходят очищёнными и отдохнувшими, хотя “пахали” просто в поте лица. Особенно мужчины об этом говорят, так и говорят: “Я аж вспотел, пока этот кубик строил!”
Наталья: Да, точно!
Екатерина: Правда ли, что живопись лечит? Правда ли, что она даёт вот такие позитивные эмоции и насколько?
Наталья: Так, конечно! Живопись - это когда ты искорку выплёскиваешь. Просто искры из тебя сыпятся, когда ты это делаешь. Ты в этом процессе так заряжаешься, что потом твоей энергии хватает надолго. Я могу сейчас как раз рассказать, как я с ребёнком живописью занималась.
Екатерина: Давай, давай! Это очень интересно.
Наталья: Я продолжила рисовать после рождения дочки. Когда я была беременная, я вообще не могла рисовать, правда. Мешали запахи, я боялась маслом писать - не дай Бог на ребёнке отразится химия. Я только немного пастелью рисовала и графическими материалами. Масло было отставлено. А когда я родила (ну, у женщины же происходят в это время разные процессы в голове и в организме, всё перестраивается), нужно было переключаться обратно. Что-то надо было делать, восстанавливаться. Я взяла первые заказы.
В мастерскую я не ездила, рисовала дома, с ребёнком в мастерскую выбраться сложно. Рисовала понемногу, на слабо пахнущем разбавителе - хотя бы так разгружалась. Порисую немного - сразу такое облегчение! Это была такая разгрузка для меня, арт-терапия. И профессиональные навыки никуда не делись, их восстановила.
А потом получилось так, что я смогла ездить на пленэр с ребёнком. Меня это больше всего озадачивало - как я с таким маленьким ребёнком буду рисовать природу на природе?
Рисовать пейзажи по фотографии я не могу, мне не нравится так: нужно ощущать живой пейзаж, проецировать через себя натуру. Во время живописи с натуры ты пропускаешь через себя эти импульсы, обрабатываешь в голове, а потом переносишь их на холст. Подключаются чувства, эмоции, естественно. А на фотографии - что там? Просто красивая картинка.
Екатерина: Ну, да, всё “разжёвано”...
Наталья: Ага, срисовал и ладно. Например, технику свою отработал, только лишь это.
Получилось так. что летом я начала ездить с ребёнком - ей ещё не было и полгодика, 3-4 месяца…
Екатерина: Я помню эту фотографию! Я ходила и всем её показывала: посмотрите, что делается-то! Натали вышла на пленэр, рядом лежит малышка, совсем крошка, спит, дышит свежим воздухом…
Наталья: Да, пока едешь, ребёнок спит, её в машине укачивает. Приехала, коляску поставила: ребёнок дышит лесным воздухом, ты рисуешь. Ничего не пахнет, всё замечательно! В общем, совет художникам: рожайте по весне, чтобы лето было пленэрное и осень тоже.
Да, разгрузка от живописи колоссальная! Мои ученики тоже, кто приходит в студию, отключаются от всех проблем сразу же, погружаются в этот процесс, заряжаются. Некоторые мне звонят и пишут после занятия: “Я уснуть не могу до ночи, сижу, обдумываю, как же эти краски смешать”, например.
Бывает, что живопись эмоционально очень сильно взбудораживает, случается такой резкий эмоциональный подъём и вот такие процессы в организме происходят тоже. На уровне эмоций это работает.
Екатерина: Да, я тоже про это всегда говорю. Особенно полезны занятия рисованием детям и пенсионерам, потому что нейронные связи выстраиваются определённым образом, они дисциплинируются, так скажем, в голове, какие-то вещи структурируются и мышление по-другому работает.
Люди, которые занимаются изобразительным искусством серьёзно, мыслят по-другому, они могут находить какие-то креативные решения в жизни, они начинают делать такие вещи, которые раньше не умели: начиная от внешнего вида (себя организовать) и заканчивая mind-map, планированием и прочим. Это потрясающая вещь!
Наталья: Да, даже если во взрослом возрасте начинаешь, не стоит бояться. Многие боятся начать, но можно начать просто с выплесков энергии, а там и навык придёт.
Екатерина: Конечно, главное пробовать. Наташа, за твоей спиной сейчас традиционные пейзажи, уральские пейзажи, узнаваемые места родные. Не скучно ли заниматься традиционной живописью? Сейчас эпоха постмодернизма закончилась, я где-то читала, что уже пост-постмодернизм начался. То есть те -измы, которые были в 80-е - 90-е или начало 2000-х годов, они уже не актуальны. Сейчас больше востребованы синтетические виды искусства, разный digital, минималистические разнообразные проекты - объекты и живописные, графические произведения, близкие к дизайну.
И традиционная живопись тоже существует сейчас. Такие художники, как ты, занимают тоже серьёзное положение в арт-мире. Как тебе творится? Был ли период, когда увлекалась чем-то актуальным? Не скучно? Чем нравится продолжать традиции русской реалистической школы в пейзаже?
Наталья: Актуальное искусство меня вообще никогда не трогало, в этой теме я вообще не сильна. Да, я пытаюсь вникнуть, понять авторов - что они этим хотели передать… Может быть придёт какая-то философская мысль, глядя на такое изображение.
Но у меня никогда не было увлечения, тяги к этому. Мне нравится реализм, мне такая живопись доставляет удовольствие - почему я должна себя ломать и делать что-то другое? А кому-то нравится концепт. Я не говорю, что это плохо - у каждого свои приоритеты, свои желания.
Екатерина: Конечно, у нас всех вкусы разные, подходы, воспитание.
Наталья: Да, много факторов влияет на выбор. Искусство вообще многогранно. Нет понятия что хорошо, а что плохо в искусстве. Всё имеет место быть - и актуальное, и концептуальное, и традиционное и ещё всякое разное. Но всё должно идти от души.
Екатерина: Наташа, а бывает такое, что ступор какой-то наступает: писала, писала и вот чувствуешь - не идёт? Вот у меня папа всегда в таких случаях брови домиком складывал и говорил: “Не идёт”. И всё: лучше от него было отойти подальше и не трогать часа два, как минимум. Потом звёзды сходились другим образом и что-то изменялось. У тебя бывает такое, что не идёт? И как ты в таком случае поступаешь?
Наталья: Вот мне сейчас сложно браться за большие холсты. Раньше я на таких писала. И сейчас пишу, но мало, потому что боюсь, что у меня произойдёт ступор.
Это именно то, о чём ты говоришь. А я из этого состояния выхожу вообще по полгода. Я не могу подойти к картине, если она вообще не идёт. Я её отставляю. Вот, предположим, летние этюды: у меня есть такие недописанные работы. Вот прямо вообще не хочется их писать - я их отставляю и пишу что-то другое. Потом, бывает, возвращаюсь - щёлкнула какая-то идея. А вообще, я - художник-пленэрист. А пленэр проживается единожды, я считаю. Ты вот так вдохнул впечатление и выдохнул на холст, всё. Конечно, это не совсем хорошо, нужно выходить на большой формат…
Екатерина: Да, но пленэр же очень ограничен по времени…
Наталья: Да, но большие холсты обычно более композиционно раскрыты, над ними тоже интересно работать. У меня вот очень часто ступоры как раз на больших холстах.
Екатерина: А как ты выходишь из этого состояния?
Наталья: Отставляю. Пойду, полистаю что-нибудь, смотрю других художников, ищу что-то для себя, что я у них могу взять. Насмотренность в моём случае выводит из этого состояния и я продолжаю двигаться дальше.
Екатерина: Классно! Ну, тебе ещё физическая активность помогает сбросить лишние эмоции, насколько я знаю.
Наталья: Вообще, да, заряд энергии, конечно, из физических нагрузок берётся. А бывает ещё так: стоит холст, не знаешь, что на нём написать. Расставляешь свои этюды, смотришь их - ага, вот эту композицию можно разработать! И начинаешь. Даже свои старые работы могут дать толчок для дальнейшей работы.
Екатерина: Наташ, нас смотрят ещё и будущие абитуриенты, которые поступают и в этом, и в следующем году на изобразительное искусство и дизайн. Есть среди них те, кто выбирает живописные отделения в училищах, колледжах, Вузах. Если поступать сейчас и выбирать педагогическую направленность, поступать на живописца-педагога (это всегда смежная специальность: в любом Вузе), то кем работать человеку вот с таким образованием? Это только учитель изо? Мне вот такой прямой вопрос задала мама моей абитуриентки. Какие варианты есть?
Наталья: Вариантов, на самом деле, куча. Если ты разовьёшь свои профессиональные навыки в живописной сфере, в изобразительном искусстве, то ты можешь заниматься чем угодно: и дизайном, стены расписывать, но в большинстве случаев, если ты художник, то ты и педагог. Ну, как художнику не быть педагогом? Ты всё-равно должен передать свои знания в дальнейшем, мне так кажется. Это не обязательно может быть общеобразовательная школа. Хотя я работала в общеобразовательной школе и из неё ушла в декрет.
Я оттуда ушла, но педагогическую деятельность я не оставила. В этом есть плюс. Сейчас мир такой непонятный: не знаешь, что будет впереди, а взаимодействие человек-человек, оно никуда не денется. Люди всегда будут нуждаться в образовании. Сейчас такой век, образовательный. Очень много обучения вокруг, курсов всяких. А если ты профессионал своего дела, то всегда найдутся клиенты, ученики. Даже если ты не будешь работать в школе, ты будешь профессионалом, к которому будут обращаться за советом.
Екатерина: Ты сама - яркий пример своим словам, потому что у тебя есть студия “Ежевика”, которую посещают взрослые начинающие художники.
Наталья: Да, многие просят взять детей, но на детей пока нет времени. Я думаю, всё в будущем.
Екатерина: Дай Бог, пусть студия развивается и процветает! Как говорила наша с тобой любимая декан - Лариса Петровна Лебедева: “Педагогическое образование ещё никому не помешало, вы все когда-нибудь станете мамами и папами и будете своих детей воспитывать”. Поэтому, да, оно пригодится всегда.
Наталья: Конечно, обучаясь, хотелось бы больше уделять внимания живописи, рисунку, но педагогика вполне их дополняет.
Екатерина: Наташа, тогда такой вопрос: с чего начинать продвигаться художнику? Сейчас многие занимаются на мастер-классах, в разовом посещении, не периодически, не выстраивая систему обучения. Просто сходив один раз, написав картину, гордо повесив её дома на стенку или на холодильник, люди сидят и думают: как её продать и стать художником? Насколько важно понимание вот этого пути продвижения?
С чего начинать, как делать, как выстраивать? Это же очень большая работа! Мы с тобой не по наслышке знаем, что просто нарисовать картину, написать что-то - это одно, потом включается менеджмент. И здесь нужны совершенно другие навыки: тебе надо не просто продать, разместив объявление на Авито, а создать о себе положительное мнение, как-то себя подать. С чего начинать художнику, если он ещё только-только что-то пробует делать?
Наталья: Ну, здесь тоже очень много вариантов. Традиционно это так происходит: мы, художники, участвуем в выставках. Мы заявляем о себе на выставках.
Это наши индивидуальные поиски, мы выставляем свои личные авторские работы, не по мастер-классам сделанные. А если хочется продать, может накопились какие-то работы… У меня есть ученики, которые раз в месяц на мастер-класс приходят, у них накапливаются картины. Конечно, можно без проблем устроить выставку в салоне красоты или в магазине. Это может быть, пожалуйста! Нужно начинать именно с выставок - показывать своё лицо. Даже если это работы с мастер-класса, не авторская живопись, нужно это хорошо сформулировать для презентации.
Екатерина: Да, не на профессиональные выставки настраиваться, а на выставки любительского характера, либо персональные.
Наталья: Да, да! Нужно поискать подходящее помещение, пространство, где можно повесить ваши работы. У меня некоторые ученики так выставлялись и какие-то работы у них даже продавались. Это нормально. Сейчас люди начали ценить живую кисть. А многие начали ценить, когда сами начали писать. У меня, бывает, покупают картины мои же ученики, которые понимают ценность произведения. А если вы становитесь на путь профессионального художника, то, конечно, нужно создавать свои уникальные композиции и пробовать для начала участвовать в выставках на городском уровне, на региональном, затем уже выходить на всероссийский.
То есть, немного заработать себе репутацию, имя, чтобы вас знали в кругу художников.
А насчёт продаж, ещё онлайн существует: онлайн-галереи, онлайн-ресурсы. Их сейчас очень-очень много, там можно продавать работы. На этих площадках можно продавать и работы с мастер-классов.
Екатерина: Спасибо за совет, я думаю, кому-то он очень пригодится.
Наталья: Это как в песне поётся - “Не надо стесняться”!
Екатерина: Да-да!
Наталья: Ну, не надо стесняться, но и “звездить” тоже не надо. Бывает же такое: нарисовал работу и грудь колесом - я это сделал, пойду продавать! Нет, так не получится.
Но, опять же, судя по тому, что ученики приходят на мастер-класс и потом кто-то продаёт… Люди приходят уже во взрослом возрасте, у них уже есть свой круг общения, в котором изобразительное искусство ново. И они с восхищением смотрят на то, что ты делаешь. Такими моментами можно пользоваться. Ты можешь продавать свои картины.
Екатерина: И это будет здорово! Они с удовольствием приобретут, потому что эта картина именно от этого человека, это его личное творчество.
Наталья: Да.
Екатерина: Времени у нас осталось немного, но пару вопросов ещё успеем озвучить. Живопись: мы делаем это для себя или всё-таки для других? Как ты считаешь сама, как художник, как творец? Ты создаёшь для того, чтобы выплеснуть на холст свои чувства и эмоции, мысли или ты думаешь о зрителе, который будет это смотреть?
Наталья: Ну, я уже говорила о том, что специально не пиарюсь, не продаюсь, я это делаю для себя. Это моё личное, и мне сложно со своими картинами расставаться. А если это делать на публику, то нужно подстраиваться, подстраиваться под общество, может быть, подстраиваться под то, что тебе не хочется. Не хочется через себя переступать. Может быть, кому-то нравится так работать, мне нет. Я просто выплёскиваю своё видение, свои чувства на холст.
Екатерина: Мне кажется, это такой понятный вопрос для самого художника, но неочевидный для стороннего зрителя - у каждого мастера на него свой ответ. Мне интересно было твоё мнение. И я думаю, что некоторые будут солидарны с тобой.
Тогда напоследок, Наташа, какие-нибудь пожелания начинающим художникам, тем, кто сейчас только берётся за кисть или, может быть, не первый год рисует и совершенствует своё мастерство. В любом случае, от профессионала какое-то напутствие получить нам всем приятно.
Наталья: Если выбрали этот путь, то идти по нему до конца. Это, наверное, у всех художников так: выбрал своё направление - и шуруй! Делай, пили, руби всех вокруг, отсекай всё, что тебя мучает. Цели, конечно, нужно ставить конкретные. Детям сложно цель поставить, для них важен педагог, чтобы он направлял. Я думаю, тебе, Катерина, очень повезло в этом плане с учениками, а ученикам вдвойне повезло с Катериной.
Екатерина: Спасибо!
Наталья: Повезло им, что есть такая школа замечательная. И очень здорово, что у вас, в школе Jotto, даются основы - это сейчас редкость, в основном все нацелены на мастер-классы. У меня, в принципе, тоже только так получается. Конечно, хочется тоже как и вы, работать с натурными постановками, давать основы рисования, но, к сожалению, времени пока на это нет. Поэтому, ученики пусть пользуются тем, что вы такие классные и у вас это есть. Это, на самом деле, супер! Это очень ценно! Держитесь, крепитесь, обращайтесь, Екатерина плохого не посоветует.
Екатерина: Спасибо, Наташа! От тебя очень приятно это слышать вдвойне! Коллеги очень редко говорят друг другу хорошие вещи, к сожалению. Очень благодарна тебе и за добрые слова, и за то, что согласилась поучаствовать в этой авантюре с прямым эфиром.
Наталья: Не за что. Тебе спасибо.
Екатерина: Была рада тебя видеть. Желаю тебе творческих успехов, в первую очередь, пусть будет много вдохновения, много идей, благодарные ученики, ну и успех, тот, которого ты сама желаешь!
Наталья: Взаимно! Спасибо большое!
Екатерина: До встречи! Увидимся!
Наталья: Пока-пока!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Сохраните в закладки браузера.