Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Художники, карандаш у кого-нибудь есть? О пользе “живых” скетчей. Как “поймать” натуру?

  Однажды, во время одного из походов на пленер с моим дипломным руководителем и его студентами, я наблюдала такую  историю. Собрались все вокруг преподавателя: обсуждают, кто куда сегодня идёт, во сколько и где встречаются все вместе и делятся написанными живописными этюдами и зарисовками за день, а руководитель всё это запоминает.

Потом, он решает, что лучше всё это записать - достаёт листочек бумаги и, хитро прищурившись и похлопывая себя по карманам, просит одолжить ему карандаш. Тишина. В смысле, такая неловкая пауза, про которую в России говорят - “Милиционер родился”, а во всём остальном мире - “Ангел пролетел”. Все вопросительно смотрят на учителя.

- Художники, карандаш у кого-нибудь есть? - уже с издёвкой спрашивает Сергей Иванович.

Молчание. Только мухи жужжат.

- Эх… - достаёт он свой карандаш из кармана джинсов и записывает основные “рабочие точки” для обхода пленерщиков.

  Во всех учебных заведениях, где учат на художников, с самого первого дня занятий особое внимание уделяется наброскам или, как сейчас принято их называть, скетчам. А для их выполнения нужно постоянно иметь рядом бумагу и карандаш. Ни память, ни фотография вам в этом деле не помогут (разве что в некоторых исключительных случаях). Ведь в скетчах и зарисовках самое главное - увидеть характер, поставить чётко нужную задачу и быстро передать, зафиксировать на бумаге увиденное - резной силуэт, жёсткий контур, комичное движение, экспрессивные линии, эффект освещения, форму, контрасты тона, ритм пятен и так далее. Главное - “поймать натуру”, как говорят художники, а не  набросать что-то, представляемое в общих чертах, и уж тем более - не прорисовать все подробности в мельчайших деталях.

  Для этой цели идеально подойдёт маленький блокнот или альбомчик с твёрдой обложкой или листы бумаги небольшого формата, примерно А5, скреплённые вместе и зафиксированные на жёсткой основе, чтобы можно было рисовать прямо, держа альбом в руках. Рядом обязательно храниться небольшой карандаш, остро заточенный и накрытый колпачком (можно и механический), чтобы он не поломался при переноске и хранении. Мягкость карандаша подбирается из индивидуальных предпочтений, но лучше подойдут для быстрых рисунков мягкие карандаши - от 3B и мягче. Ими будет удобнее создавать разнообразные по нажиму и толщине линии, легко и быстро заполнять тёмные фрагменты тоном, даже можно растирать пальцем, если это нужно (в набросках такая небрежность допустима). Всё это легко помещается даже в небольшой дамской сумочке или объёмном кармане. А всегда лежащие под рукой, они будут вас дисциплинировать, намекать на занятия рисованием в любое свободное время.

  Кроме набросков, хорошо помогают художнику сохранить впечатления обычные записи, которые можно делать шариковой ручкой в ежедневнике или блокноте,не привлекая к себе излишнего внимания. Однажды, я поделилась со своим учителем, что не всегда получается изобразить, например, в цвете то, что задумалось или увиделось: рука подкачала или просто не сложилось. “Записывай”, - сказал он, - “просто записывай всё, что тебе нужно для создания картины или рисунка, а потом, когда будут более подходящие условия, ты всё легко воплотишь в красках или линиях. Но записывать нужно, непременно, максимально подробно: какую краску (название, точный оттенок и густоту) и куда нужно положить, в каком количестве(процент, пропорция и прочее), какой зернистости холст, какой формат, размер, стилизация, что будет главным, где и какой композиционный центр, какие детали… То есть сразу обдумать и зафиксировать ВСЁ, иначе потом не вспомнить”.

  Ещё помогает сохранить идею и “ухватить”, удержать главное в работе художника - доска для эскизов. Пусть она находится на самом значимом и удобном для вас месте: на стене в мастерской, над рабочим столом, в углу для занятий живописью. Туда можно отправить самые характерные и важные рисунки, фотоматериалы, вдохновляющие мотивы и элементы, записи и цветовые нашлёпки. Постоянно попадая в поле зрения художника, они будут возвращать вас к первоначальному замыслу и идейной цельности будущей работы. У моего профессора в Академии была металлическая рамка над рабочим столом, к которой он прикреплял мелкие почеркушки силуэтов фигур и коллажи из тональных пятен. Вся панель была не более полуметра длинной и 30 см высотой. У меня - это стена над рабочим местом. Помните: всё самое важное и характерное - на доску, особенно, когда проект длительный.

  У всех великих художников сначала рождалась идея, а уже, в соответствии с ней додумывалось, просчитывалось, прорабатывалось само произведение. Идея - его корень. И это идея не литературная, не перечисление сюжетных деталей: здесь стоит девушка, тут юноша на колене, признаётся ей в любви, на платье у неё розы и у него в руке - тоже роза. Это описание. Идея должна быть художественной, образной; то есть отображать то, как это будет, а не то, что изображено. Важны сами изобразительные средства, которые и закладываются в первом впечатлении, в быстром наброске, в  свежем взгляде на модель, в радостном удивлении и вдохновении художника. На то он и художник.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.


  • Сайт
  • Магазин