Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Эмоция в рисунке

  Здравствуйте все. Для тех, кто вдруг меня видит первый раз меня зовут Екатерина Крюкова. Я художник-педагог, член Союза художников России и основатель Художественной Школы Jotto. Школу мы основали вместе с моим мужем, Артуром, который делает вместе со мной всю важную техническую работу, поэтому в эфире мы сегодня можно сказать, вдвоём. Артур за кадром он сейчас как раз занимается настройкой и организацией.

  Тема у нас эфира заявлена «Эмоции в рисунке». Что это значит? Это значит, что мы сегодня поговорим с вами о том. Как рисовать так, чтобы зрителю было интересно? Насколько важна яркая, эмоциональная, волнительная подача. Как сочетать рациональное и эмоциональное в рисунке?

  Для многих начинающих и для художников, особенно самоучек, прямо очень важная. Потому что сочетать именно в определенной пропорции уделять внимание, и качественному такому серьёзному построению и в то же время передавать свои мысли и чувства. Ну не всегда сразу это всё получается, и поэтому приходится учиться пробовать. Вот поэтому давайте сегодня поговорим именно об этом. Я эту тему очень сама люблю, потому что в свое время столкнулась так, как я сама получала базовое академическое образование художественное. И очень долго рисовала, так как положено, так как правильно, то, когда я вышла уже из учебного заведения, в моем случае из нескольких учебных заведений, то приходилось уже делать какие-то свои авторские вещи....

  Вообще эмоция в рисунке при изображении, ну давайте так. Для начала рисунок это подразумевается то, что нарисовано карандашом, то есть это не этюд красками. То, что сделано простым карандашом то, что сделано графическими материалами и средствами, это мягкие материалы, уголь...

  А то, что сделано графическими средствами - это уголь, сангина, соус, мел, сепия. В общем, всё, что касается графики. То есть сегодня говорим не о живописи, говорим только о рисунке. Рисунок у нас существует как вид изобразительного искусства, да и как дисциплина при обучении художников и дизайнеров. Это отдельное, такое мощное направление, можно сказать, есть учебный рисунок. Которым владеют мастера. На основе которого происходит именно обучение художников. Есть творческий рисунок, где художники уже выражают свои мысли и чувства. 

И там, и там есть вот это звено рацио и эмоцио. Если в учебном рисунке мы изображаем предметы, объекты, людей, сюжеты не важно что, то как мы их видим то, как их должен увидеть зритель. Да то, как мы их понимаем с точки зрения теории изобразительного искусства, точки зрения, перспективы, анатомии, конструктивного построения с точки зрения пространственного решения, тонального решения, фактурного и так далее и так далее.

То в творческой интерпретации, в творческом рисунке мы показываем всё, что мы изображаем, то, как мы хотим видеть, и так, как мы хотим изобразить, так хотим передать. Поэтому в учебном рисунке эмоциональность ограничена изобразительными средствами. 

Здесь эмоции присутствуют, ну, постольку поскольку, потому что они не должны заглушать, не должны перекрикивать саму суть, саму суть задания. Мы уже на одном из эфиров говорили об академическом рисунке. Он сохранён (https://jotto8.ru/blog/osobennosti-akademicheskogo-risunka), если кому интересно, можете потом посмотреть и там говорили об как раз учебном рисунке, что в нём обязательно стоит какая-то задача и большая цель. Задачи обычно 3, цель одна всегда. 

И именно на выполнение их вкладываются все силы художника, поэтому эмоции здесь минимум. Эмоции задаются только при акцентах. При расстановке акцентов, мы про это дальше немножечко поговорим. А в творческом рисунке эмоции обычно гипертрофированы, то есть здесь художник может работать так, как ему хочется так, как ему можется и так, как он считает нужным, поэтому творческие креативные рисунки они обычно очень эмоциональные, очень энергетически наполнены. Там такие резкие штрихи. Темные сочетания контрастных, тёмных и светлых пятен, много фактур и прочее.

  А значит, эмоционально выразительный рисунок, что это значит? Это значит, что этот рисунок образный, то есть он создается с целью передачи изображения, выражение какого-то художественного образа. Это сама мысль, сама идея художника, что он хотел донести? Не просто перерисовка с фотографии, не просто копирование живой модели, а идея, которая туда заложена, если мы изображаем, скажем, бегущую лошадь, то мы хотим изобразить не столько внешне её очертания и клубы дыма, сколько динамику, экспрессию, силу, мощь. Если мы изображаем человека, мы хотим передать его характер, если мы изображаем пейзаж, мы хотим передать какое-то состояние психологическое, эмоциональное. Почему именно этот пейзаж именно в этом состоянии нас трогает? Поэтому эмоции работают на образ художественный и на смысл всего того, что мы делаем в рисунке.

  В эмоционально выразительном рисунке этот образ создаётся за счёт простых изобразительных средств. Вообще любая эмоция передаётся за счёт изобразительных средств. Они всегда одни и те же в графике эта линия, штрих, пятно. Больше нет. Есть вариации сочетание, допустим, фактурное сочетание. Кстати, был эфир про фактуры, он у нас не сохранился. Если будет интересно, мы повторим, потому что тема была такая достаточно важная и очень запомнился этот эфир по вопросам всех, кто смотрел.

  Значит, изобразительные средства - это линия, штрих и пятно. При помощи них мы выражаем свою идею и задаём эмоцию. Линия может быть живой, плавной, текучей, агрессивной, экспрессивной, ломаной, наэлектризованной, любой, любой.

  Штриховка может быть по форме, против формы, перекрёстная, параллельная, разносторонняя, разнонаправленная и т.д. Пятно также может быть абсолютно разным: по силуэту, по характеру, по тону и прочее. Средств изобразительных в рисунке может быть очень много и все они работают на передачу эмоции, художественного образа, живого выражения авторской идеи в графике.

  В любом случае, когда эмоция в рисунке зашкаливает, когда теряется нить повествования, логика, контроль над точным изображением работы, только эмоции - это тоже не очень хорошо. Зрителю тяжело воспринимать такие работы. Вспомните, например, «Крик» Мунка - чистая эмоция. Сразу ли понятна идея? Готовы ли вы такую работу созерцать долгое время? Наверное, нет. Поэтому в изобразительном искусстве, как правило, существует определённая гармония эмоционального и рационального, как и в любом другом виде искусства. Простой пример: если мы слушаем музыку, смотрим, как исполнитель поет, если он поет строго по нотам, чётко, ясно, классически, здорово, но не включает эмоции. Как прописано в партитуре, он так и поет, скучно такого человека слушать, согласитесь? С другой стороны, наоборот, если человек мимо нот поет очень эмоционально, классно танцует, при этом голосом акценты расставляет, ноты не соблюдает, переходы из куплетов, тональность у него вихляет ниже-выше. Сложно слушать, очень эмоционально, очень выразительно, но как-то не туда.

  В изобразительном искусстве то же самое. Нужен каркас, костяк, классическая основа и к ней мы добавляем эмоциональную часть, именно на стыке эмоцио и рацио рождается произведение, хорошая работа, грамотная графика.

  Эмоционально-выразительный рисунок создается при определенных ситуациях, при соблюдении определенных возможностей и правил. В первую очередь, это подчеркнутая характерность, если вы хотите добавить эмоциональности, энергии, живости изображению. Если хочется добавить энергетики, добавляем характера, убедительности, яркости, характерности. Например, я не говорю, что нужно уходить в шарж, гипертрофировать характерные особенности, но чуть-чуть усилить характерное - это мы можем. Например, мы видим силуэт и тёмные фигуры в пейзаже на светлом фоне. Почему не усилить это явление и не добавить остроты? Зрителю будет интересно воспринимать изображение, будет приятно, причём долгое время. Характерные особенности мы подчёркиваем.

  Второй вариант - это выявление контрастов, то есть, во-первых, контраст мы видим очень хорошо, бесконтрастное изображение не воспринимается зрителем. Закон контраста - это один из самых важных законов композиции, всё, что применимо при создании любого произведения искусства. Поэтому, на контраст внимание обращаем, если хочется выразительности, эмоциональности – контраст усиливаем.

  Я буду попозже показывать примеры работ художников, в основном это мои работы, учебные, творческие. И мы на их примере увидим с вами это и другие явления.

  Ещё вариант усилить выразительность, образность, эмоцию в рисунке – это разделить главное и второстепенное. Это большая проблема начинающих художников, тех, которые хотят передать всё и сразу, цепляются за детали, вырисовывают каждый винтик и шпунтик, каждый листочек на веточке, каждую волосинку на голове. В результате, теряется единство, целостность. Поэтому, чтобы добавить чувств изображению, добавить собственных мыслей, своё вдохновение от увиденного, от модели или от того, что мы рисуем из головы, конечно, стоит определиться - что самое важное в рисунке, что будет главным, что будет вторичным, а от чего может быть вообще нужно отказаться.

Это чёткое деление, важное и второстепенное есть у всех великих художников. Если посмотрите любую картину, рисунок, вы это видите – есть самое важное в портрете, есть антураж, который не так важен. Или в пейзаже есть второй план, который всегда характерен ярко выраженный, прописан детализировано. Есть первый план, через который мы проскакиваем, когда смотрим на изображение и задник условный, практически нет деталей, нет характерных особенностей.

  Также стоит тактично использовать фактуры в рисунке и самое главное не столько тактично, сколько уместно, потому что не в каждом рисунке обилие фактур важно. Например, при академическом рисовании, при учебном рисовании – фактуры ярко выраженные не всегда нужны. Нужны для передачи фактуры дерева, если мы рисуем натюрморт с корзинкой или фактуру волос с характерным блеском. Всё остальное не стоит передавать, чтобы не перегрузить работу.

Поэтому фактуры и в творческом, и в учебном рисунке важны. Но они должны стоять на своём месте и дозировано. 

  Также в рисунке важно правильно и грамотно расставить акценты. Про акцент я уже сегодня заикалась, это значит распределить ключевые точки, на которых зритель будет смотреть в первую очередь, на которую будет обращать внимание сразу. Есть целая система, у нас сложена в целую учебную дисциплину художников от композиции, в которой есть такие законы зрительского восприятия, и некоторые ходы, при помощи которых, можно управлять вниманием зрителя в картине. Эти ключевые узловые точки там разбираются очень хорошо. У нас, кстати, есть курс по композиции, если кому-то интересно. Он уже к профессиональному курсу относиться, есть курс в записи и живой в нашей школе. Тем, кому интересна организация картины и я люблю очень этот курс, один из любимейших.

  Ключевые точки, на которых зритель обращает внимание – это те узлы акцентные, которые будут самым важным. Обычно, в портрете - это глаза и несколько самых важных персонажей или элементов самого пейзажа, так скажем, пара деревьев, два-три цветочка в букете или изображение животного. Например, лапка, верхушки ушей и хвост, у которых зритель ходит и смотрит изображение не просто один раз взглянул и ушёл, а может переключать своё внимание с одного акцента на другой и рассматривать картину кругами несколько раз, долго, не отрываясь. Такие вещи, такие рисунки или картины они не надоедают, они считаются очень профессионально сделанными, и, конечно, эти акценты дают не только приятное для глаза качество, но и говорят о профессионализме автора.

  Экспрессивность в рисунке такая сильная, энергетическая, мощная динамика тоже важна, но, не всегда уместна. Обращать внимание на экспрессию стоит, особенно, в рисунке творческом. Это прям вот конёк современных художников, особенно, при передаче движения, при передаче какого-то характерного поворота.

  Поэтому экспрессию учитывать стоит, показывать стоит при помощи наших изобразительных средств, о которых мы в начале говорили, например, жёсткой штриховки или за счёт мягкого списывания. Но не перебарщиваем с экспрессией. Излишне экспрессивные, излишне динамичные рисунки они тоже дают усталость для зрителя.

  Так же важна в эмоциональном, выразительном рисунке ассоциативность, то есть мы изображаем не всегда то, что мы видим и то как видим. Иногда нужно показывать немножко символически, инакомысленно, чтобы у зрителя была возможность додумать, домыслить, досочинить что-то в этом изображении.

  Качественные, именно профессиональные, работы они делаются именно таким образом. Вводится какой-то маленький ключик к решению задач, ассоциация, ну, например, силуэт фигуры, скажем, он может напоминать силуэт с какой-то известной картины. Или, например, делают очень часто такое: плоский фон и на нем какие-то цветные силуэты, скажем, влюбленная пара. И в целом вместе они складываются в символическое сердце такое. Сразу понятно, о чем там речь. Вот такие моменты. Я сейчас, конечно, очень грубый привела пример, жесткий, так обычно не делают, не надо так делать. Но чуть легкую ассоциацию задать можно, она может быть выражена через цвет (в графике тоже цвет может быть), через тон, например, силуэт не черный, а белый, о чем это может сказать, через фактурную какую-то работу, через энергичную линию. Все, что угодно.

  Ну и, конечно, для эмоционального рисунка, для насыщенного характера, выразительности, энергетики рисунка важна индивидуальность, то есть копировать приемы других мастеров и классиков, и современников, конечно, стоит, учиться у них стоит. Но хочется вырабатывать именно свое, особое видение, свою особую жилку, свое особое направление, особые фишки, может быть, даже свои технические приемы, особенные, по которым зритель будет угадывать уже вас, как мастера.

  Поэтому индивидуальность, конечно, важна, она должна быть сохранена. Это такое качество, которое нарабатывается опытным путем при большом многократном повторении каких-то возможностей, средств изобразительных от работы к работе. Его не наработать специально, очень сложно взять и придумать себе индивидуальную манеру. Она создается в процессе, поэтому где-то в голове это держать можно, но акцента на этом делать не нужно, что нужно обязательно что-то свое, эдакое авторское.

  Таким образом, эмоционально выразительный рисунок, это, в первую очередь, индивидуальный выбор художника, лично его выбор: «Как это делать? Что делать? При помощи чего делать?» Это уникальные возможности графического языка, то есть, то, что мы наработали за период обучения, за период реализации своих творческих возможностей, за насмотренностью и прочее, прочее. И отражённые в этом рисунке характерные особенности и возможности самой модели, то есть мы сочетаем, получается, знания, умения, навыки, которые есть в голове, как у художника, своё впечатление о модели, ну и характерные особенности самой модели. Три больших компонента.

 

Сейчас небольшая будет практическая часть, я сейчас покажу вам рисунки, и мы с вами ещё на них закрепим все, что только что я поговорила. 

 

  Вообще проблемой эмоций в рисунке занимались очень многие педагоги современные. И, кстати, тема актуальна не только для взрослых, не только для тех, кто в осознанном возрасте решил научиться рисовать, но и для детей. И для детей, наверное, в большей степени. Для разгрузочки я вам приведу пример: в детском возрасте достаточно сложно понять в каком он состоянии, как он реагирует, дети всякие приходят, и обычно, работа с детьми она в группе происходит, и сложно бывает педагогу, я по себе знаю я работала с разными возрастами от 3-х лет, но сейчас работаю только со взрослыми, не всегда сразу понятно, что ожидать, как настроен ребенок, выспался ли он вообще, и иногда дают такие упражнения на разгрузку, именно на то, чтобы выплеснуть эмоции. Обычно, это тема отрицательного персонажа. Мои знакомые, кто с детьми работают, дают тему Бармалей, например. Он бегает по Африке и кушает детей. И вы помните, как он выглядит в книге, и ребенку стоит попробовать изобразить отрицательного персонажа, выплеснуть все эмоции по этому поводу. Получается очень смешно.

  Во-первых, дети с удовольствием это делают, они как-то сразу переключают внимание на то, что можно делать все что угодно, побаловаться. Не надо делать красиво, можно делать некрасиво. Потому что герой сам такой, у него клок волос рыжий, сам он темноволосый, с огромной бородой, хромой, или даже безногий, у него антураж веселый. И, конечно, картинки получаются вот такие просто, веселенькие, интересные, у кого-то пираты, у кого-то такие немножко маньячного типа персонажи, у кого-то мультипликационные, очень разные.

  Я в свое время, когда была ребенком, у меня папа - педагог, он на мне тоже много экспериментов ставил. Было задание изобразить злого и страшного, серого волка. Мучений было много, я вам скажу, я его начала рисовать желтым цветом, и конечно, он получился очень добрый, несмотря на то, что я зубы ему пририсовала, ножи на поясе. По крайней мере, эмоции были выпущены.

Дальше я вам покажу несколько работ.

  Во-первых, давайте начнем именно с творческих работ, именно с решения эмоционально выразительного творческого, то есть здесь не стояла задача передать среду реалистично. Значит, эта тема была ремонтов. В квартире был ремонт, мне очень понравилось, что предметы стоят не на своих обычных, привычных местах, разбросаны как попало, даже непонятно где что, на самом деле. Даже я немножко сама видна в стеклянном шкафу. Ну и такие кучи всякой всячины.

  Но давайте смотреть не на сюжет, а на само изображение, как это сделано. Эмоций много. Смотрите, во-первых, стоят акценты на серединной части. Это стул с сумкой, какой-то уложенной. Акценты за счет сочетания темного, за счёт подчеркиваний в некоторых местах, потому что стул прям такой характерный, и за счет глубины пятна, за счет фактуры. Штриховка резкая, жесткая. Периферия решена очень мягко и свободно, даже так – небрежно. Так что, те вот эти особенности, которые я проговорила, в рисунке есть. И рисунок эмоциональный, выразительный, не академичный, но от него это и не требовалось.

  То же самое можно сказать о втором листе этой серии. Ну, здесь еще интересный композиционный прием – двери. Человек заходит в дверь или смотрит в дверной проем и видит то, что находится в соседней комнате. То же самое: книги, сваленные на кровать, под кроватью какие-то там сложенные вещи, полка, заставленная предметами. Та же самая тема. Но то же смотрите, как складываются акценты внутри работы, как характерность деталей подчеркнута. Даже в той же двери видно, что она держится на шарнирах. Шарниры, прямо, показаны. Характерны очень вот эти просветы внутри: между дверной створкой и стенкой. И конечно есть такая экспрессия в передаче освещения, передаче формы. И штрих, и пятно – все работает, даже линия кое-где.

  И давайте я вам покажу для разнообразия, что будет, если перебрать с эмоциями в рисунке. Что будет, если вдруг получилось слишком эмоционально. Вот такой портрет.

  Ну, он очень похож получился. И вроде бы и форма есть и объем, и характер и все бы неплохо, но штрих излишне жесткий. И это мешает и прям раздражает даже, когда мы смотрим на этот рисунок. Потому что штрих везде одинаковый: и в фоне, и в лице, и в волосах, очень однообразный, излишне грубый. Нужна ли вообще была бы такая грубость, скажем, в лицевой части? Очень много акцентов. Акценты не везде на своих местах. Что важнее было: губы или нос, или глаза? Сложно сказать, да?

Все решено примерно одинаково. Поэтому вот такие вот вещи не стоит допускать, не стоит таких экспериментов ставить. Вроде бы мастерски все неплохо сделано, но подкачала именно техническая сторона, подкачала эмоциональность.

Другая сторона медали, когда эмоции в рисунке нет вообще. Сейчас покажу. У нас такие тоже есть.

 По-моему, я показывала уже эту работу. Если покажу – ничего страшного второй раз. Смотрим внимательно. Да, симпатичная девочка, сделана вроде академично очень даже, неплохо. Учебный рисунок - старый, немного растертый. Но смотрите, очень мало энергетики, скучно. Да, смотреть скучно. Нет такой ярко выраженной какой-то изюминки. Что автора вообще вдохновило? Может, надо было другую девочку нарисовать? Как-то вяло получилось, согласны? 

Могу немножечко поближе подвести, чтобы вы посмотрели, как штрих положен. Он везде одинаков: он и на щеках, и на носу, и в глазах – все примерно одно и то же. Нет каких-то ярких акцентов, нет жестких контрастов, про которые мы говорили, хотя бы немножко, хотя бы где-то. Все очень ровненько. И конечно такую работу не хочется рассматривать, надоело быстро.

И давайте посмотрим, что происходит, когда мы сочетаем оптимально.

  Вот здесь вот сочетается очень хорошо и эмоция, и рацио. Во-первых, есть хорошее построение – грамотное построение. Голова в ракурсе нарисована хорошо. Все идеально, можно сказать, сбалансировано. Глаза, нос, губы между собой и по перспективе выстроены и по пропорциям - все хорошо. Наклон головы передан. Все неплохо. Фактуры распределены достаточно емко.

Такая легкая небритость в нижней части передано за счет фактур. Тон в лице и в руках - за счет штриховки. И составлено свободное пятно, где глаз может отдохнуть. И очень эмоционально выразительно сделаны волосы. В целом образ, мне кажется, удался. Здесь есть и динамика, и есть где передохнуть, и осмыслить, ну и характерны, конечно, особенности модели тоже переданы. Так что здесь - в самый раз всего.

 

Значит, рисунки мы с вами проанализировали, посмотрели, как это выглядит вживую, посмотрели, как это выглядит на конкретных примерах. И теория, которая была в начале, она конечно на практике закрепилась.

Так, вопросики пошли. «Есть пример академического рисунка?» 

Вот сейчас конкретно примера нет. Под рукой просто нет. Вообще, в принципе, есть.

  Давайте я сегодня в Инстаграм в сторис запущу рисуночек академический, где есть доля эмоций. И там вы увидите. Откомментирую, да, что это именно вот к этой теме и именно так. Натюрмортик покажу. Я его уже показывала на одном из эфиров. Может вы даже вспомните, с баранками. Там, мне кажется, вот то, что вы спрашиваете, как раз ярко выражено.

  Значит, по поводу того как в практике это делать, да? Конечно, все это прекрасно на словах, но мы же художники, мы же все это делаем технически руками. Этим мы занимаемся, конечно, практически на всех курсах. Про эмоции мы говорим даже на базовом курсе «Рисования с нуля». Основа основами, но мы не забываем и про авторство, про уникальные особенности каждого. Есть просто очень темпераментные ученики, которых нельзя зажимать в рамки. И иногда нужно давать выплеснуть эмоцию в нужном месте в нужное время. И работы выглядят очень круто такие. Есть те, которых нужно немножко подстегивать. У меня вот сейчас есть такие, особенно девочки молодые школьницы.

  Сейчас вот не вижу в эфире их. Аня Айвазян, здесь? Мы с ней про это просто много говорили, поэтому я могу это озвучить. Она сама все это прекрасно понимает. 

  Поэтому, на базовом курсе с нуля - вэлком. Это основы основ, которые просто в любом виде изобразительного искусства нужны. Это такая сухая жесткая выжимка из всей, наверное, академической программы. Подходит любому. Отработанная на двух тысячах точно, двух с половиной тысячах учеников. Так что курс себя не то что оправдал, он превзошел все ожидания. Так что курс «Рисование с нуля до портрета» - это не зря, это наш бестселлер уже многие годы.

Я его периодически немножко поправляю, что-то чуть-чуть изменяю, но он вот в базовом неизменном виде существует уже лет 7, наверное. Это опыт мой личный и опыт моих педагогов. Я училась у разных людей и не всё в книгах прописано. Иногда нужно именно руками, голосом, вот от учителя к ученику передать «из головы в голову», «из рук в руки». И это именно на курсе «Рисование с нуля до портрета на заказ» мы делаем. Эмоции мы там затрагиваем и затрагиваем основу: как строить, как изображать, какие законы есть, как зрители это все видят, как художники над этим работали. В общем, все - от и до. Так что, если хочется (прям вот основательно глубоко), приходите на курс «Рисование с нуля до портрета на заказ». Будем работать.

Курс есть в записи, и есть курс живой в оффлайн (в школе). Я всегда за живое обучение, на котором я смогу передать, рассказать, объяснить и индивидуально с каждым поработать.

Вот у нас буквально вчера был отзыв от Анны Шалевой, по поводу рисования (она как раз сейчас заканчивает курс «Рисование с нуля до портрета на заказ»). И она конечно в первую очередь выделила индивидуальный подход. Я стараюсь не перестраивать, а подчеркивать вашу индивидуальность. Поэтому, вэлком. Базовый курс с индивидуальными особенностями, с характерными вещами будем осваивать.

Если вдруг опыт какой-то есть, то конкретно много про эмоции мы говорим на курсе “Техники рисунка” и “Азбука рисования простым карандашом”. “Азбука” есть тоже в записи, можно приобрести.

Эдуард пишет:» Я тоже за индивидуальное обучение.» 

Разумно. Это самое лучшее, что сейчас может быть на рынке, группами уже на обучались все.

Поэтому обращайтесь те, кто смотрит нас на Ютуб. Ссылка будет под видео через некоторое время на приобретение курса и «Рисование с нуля до портрета на заказ» и «Азбука рисования простым карандашом». Кто смотрит в Инстаграм, в основном Екатеринбуржцы. Я, конечно, вас очень настоятельно приглашаю в школу.

  Познакомимся вживую, посмотрим, будем изучать, пробовать и творить вместе.

Если есть какие-то вопросы, что-то еще не совсем понятно или хочется уточнений, пожалуйста, напишите. Спасибо за лайки. Благодарю. Пожалуйста, напишите вопросы или комментарии, как вам вообще интересно было? Записаться можно будет по ссылочке или по телефону(+79221157574), или в Инстаграм (у нас контакты есть в шапке профиля). Можно записаться в Директ.

  Ну что же друзья, будем прощаться, была рада вас всех видеть, было интересно с вами, комфортно. Все, на этом я прощаюсь, увидимся на эфирах и на занятиях в школе. Жду ваших заявочек и жду в гости. Все, до встречи. Пока.

Курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" г. Екатеринбург https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/kurs-risovanie-s-nulja-do-portreta-3raza-v-ned

ВидеоКурс "Азбука рисования простым карандашом" https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/i-videokurs-azbuka-risovanija-prostym-karandashom

IВидеоКурс "Рисование с нуля" https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/i-kursrisovanie-s-nuljav-zapisiploskie-i-obemnye-formy

Все Видеокурсы Екатерины Крюковой https://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. Покупайте наши курсы рисования


  • Сайт
  • Магазин