Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Что нужно, чтобы рисовать из головы? Как научиться рисовать, используя собственную фантазию. Часть II.

6) Рисовать из головы, значит применять и использовать синтез приёмов, техник, способов рисования, стилизацию, обобщение, авторскую идею единомоментно: всё и сразу.
  А это под силу только серьёзному мастеру, человеку, освоившему изобразительную грамоту в полном объёме, имеющему собственный изобразительный язык, стиль рисования, излюбленную тему и жанр.

Долгие часы практики, обдумывания, вызревания, шлифовки, философствования, вычленения главного, поиск стилистики и другого - художнику в помощь. Без этого багажа сложновато: из топора каши не сваришь. Поэтому, сначала обучение рисованию, потом совершенствование мастерства художника, потом поиск своего “голоса” и наиболее простого и понятного пластического выражения собственных идей в живописи и рисунке, а уже потом - авторские придумки. Поэтому сначала формируем знания, умения и навыки, а уже потом думаем, как ими лучше всего распорядиться. Никакого секрета тут нет - только так, рисовать поэтапно, шаг за шагом, развиваться от этапа к этапу.

7) Профессиональные художники рисуют, как правило, не по представлению, а по памяти - это разные вещи.
  Память фиксирует всё, что художник уже перелопатил: нарисовал, написал, зафиксировал когда-то. Сюжет и его особенности, пропущенные через логику построения, светотеневую моделировку, отработанные приёмы рисования (то есть через связку головы и руки художника), в нужный момент извлекаются из закоулков памяти и легко ложатся на бумагу. Придумать что-либо с нуля практически невозможно, тем более, сразу изобразить на листе свою придумку: художник мыслит формами, цветами, ракурсами, конструкциями, а любой сюжет, изображение, рисунок, картина базируется именно на таких аналитических умозаключениях. Только на первый взгляд кажется, что вдохновения достаточно. Именно такие рассуждения и выявляют дилетантов в изобразительном искусстве.

  Одна моя подруга с трудом рисовала с натуры: фигуру человека, портреты, а вот рисунки по памяти и представлению у неё выходили очень точные, живые, интересные. Рисовать с натуры ей было сложно из-за очень плохого зрения: приходилось постоянно “настраивать резкость”, подходить поближе, чтобы увидеть детали, тщательно продумывать и простраивать логически рисунок человека, потому что на зрение нельзя было полностью полагаться.  И только благодаря такому осознанному подходу к занятиям рисунком, в голове художника оформилась чёткая система знаний, память фиксировала максимально точно похожесть в портрете, глаз улавливал характер… А после занятий рисунком, чтобы закрепить результат проделанной работы, моя подруга тщательно прорисовывала всё, что изучила, увидела, поняла, нарисовала в течение дня, спокойно, обдуманно, планомерно. Её правильные, точные, красивые рисунки по памяти были очень хороши. Но это были именно рисунки по памяти, не важно, в какое время после изучения натуры они были сделаны - через неделю или через год. К рисованию по представлению это не имеет отношения.

8) По представлению часто рисуют собирательные образы, но ни в коем случае не конкретные.
  После такой серьёзной работы над рисунком, как я описала выше (а так, кстати, обучались почти все классические художники) изобразить человека по представлению достаточно просто - база знаний по анатомии накоплена, основные положения фигуры нарисованы, приёмами и техниками рисования художник овладел. Но нарисовать кого-то конкретного особенно если никогда раньше его не рисовал, будет сложно. Если вы не обладаете фотографической памятью, таким способом можно изобразить только условного человека, например, с характерными возрастными и половыми признаками, в движении или покое, но не более того. Именно поэтому, даже создавая картины из головы, художники прибегали к изучению натуры: специально писали натурщиков, подходящих по характеру и идее, прорисовывали нужные эмоции и позы с конкретных людей во всех подробностях, чтобы потом, убрав ненужные детали, вставить готовый образ в картину. Так, например, Левитан позировал Поленову для “Христа и грешницы”, а Врубель придал своему Демону некоторые черты лица молодого Бориса Пастернака (мастер рисовал это выразительное лицо с натуры, будучи в гостях у Леонида Пастернака - крупного профессионального художника, отца поэта).

9) А надо ли рисовать именно из головы?
  В самом деле, почему именно так? Ведь не всё ли равно, каким именно способом и по какому принципу нарисован рисунок или написана картина: хоть стоя на голове - главное результат. Важно то, насколько глубоко трогает зрителя получившийся образ, как точно и какими средствами передана идея, есть ли авторский посыл в картине или рисунке, актуальна ли затронутая тема, нова ли она. А всё остальное - кухня художника, его ремесло, рабочий процесс. Когда вы едите вкусный торт, вам ведь не важно, смешивал пекарь ингредиенты вручную, при помощи блендера или купил готовую смесь в специализированном магазине? Вот и в рисовании так же. Наслаждайтесь самим результатом в полной мере и помогите зрителям насладиться вашими рисунками и картинами, без дополнительных препятствий и сложностей, которые сами себе придумали.

10)  Сравнивать и отождествлять фантазию и мастерство художника всё равно, что путать мягкое и тёплое.
  Как уже писала выше, это очень разные вещи, практически независимые друг от друга. То, что юный Серов написал свою “Девочку с персиками” полностью с натуры со всеми деталями интерьера, не делает его второсортным художником и ни в коей мере не умаляет качества живописи, композиции, стилистики - словом, того, что делает это полотно шедевром. А сколько художников-самоучек ломает голову, выдумывает, вырисовывает совершенно беспомощные с точки зрения профессионализма вещи. Не надо так.

 На то и существует масса способов обучения изобразительной грамоте. Зачем изобретать то, что уже изобретено давно, зачем биться головой об стену в попытках создать шедевр, не зная и не понимая, даже не пытаясь понять принципов создания картины или композиционного рисунка? Ещё раз повторюсь, в рисовании не важно, каким способом сделан рисунок, важно то, каким он получился и как внутри него всё устроено. Не зря ведь на художников учатся много лет, совершенствуют мастерство. Художник - это тоже профессия.

  Вот такие дела, друзья. Если кто-то ещё раз задумается, как надо рисовать, каким способом и по какому принципу, надеюсь, ему будет достаточно аргументов. А в целом ведь дело не в самой организации творческого процесса, правда? Иногда нужно просто рисовать, идти к результату, развиваться - важно видеть перед собой цель, а дорожка сама к ней приведёт. Надеюсь, на этом пути теперь поубавится дебрей, зарослей, сорняков, наподобие “рисовать только из головы” или “главное в рисовании - фантазия”. Не обращайте внимания на пустяки, не осложняйте свой путь к мечте красиво рисовать (а главное - правильно!), смелее двигайтесь по дороге творчества. Я верю, всё в ваших руках, всё получится!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин