Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

Что нужно, чтобы рисовать из головы? Как научиться рисовать, используя собственную фантазию. Часть I.

  Есть такое расхожее мнение (я часто слышу от художников-самоучек или начинающих художников нечто подобное), что рисовать из головы - это здорово, а вот рисовать с натуры или не по фото - плохо. 

Часто фантазия ценится выше, чем мастерство художника, умение придумывать нравится больше, чем одарённость или качественное классическое обучение рисованию. Но так ли важна фантазия и в ней ли самой дело?

  1) Любые первые уроки рисования начинаются с изучения натуры, с умения видеть не только красоту, но и конструкцию, цвет, форму, освещение.

Для художника важна наблюдательность, в первую очередь. Во многом, всё, что находится в голове художника, уже придумано и создано самой природой. Любая фантазия произрастает из реальности: чтобы выдумать нечто новое и необычное, а уж тем более изобразить фантазийный сюжет, придётся оттолкнуться от чего-то конкретного, увиденного, запомненного, осознанного. Любые художники отталкиваются от натуры, будь то сюрреалисты, абстракционисты или приверженцы новых необычных течений в искусстве. Реальные образы постоянно присутствуют в их картинах, поэтому фантазия - это своеобразный ксерокс реальности - всё придуманное когда-то уже существовало, художник только изменил дополнил, интерпретировал увиденное. Окружающая реальность - обилие уже готовых сюжетов, нужно только приглядеться.

  2) Чтобы рисовать из головы, необходимо научиться рисовать с натуры, освоить азы изобразительной грамоты. А как ещё вы собираетесь рисовать свои фантазии, которые, как мы выяснили, уже существуют в реале в том или ином виде? Чтобы нарисовать фантазийный портрет, стоит понять, как вообще рисовать портрет, с чего начать, на что обратить особое внимание при рисовании глаз и губ? Чтобы придумать пейзаж, придётся написать пейзажи маслом, акварелью, гуашью, освоить линейную перспективу, научиться намешивать цвета и так далее.

  В хорошей русской пословице - “Без труда не вытянешь рыбку из пруда” - всё очень хорошо объяснено. Хочешь научиться рисовать - рисуй. А если нарисовать человека 1000 раз в разных позах, с натуры или по фото, то вспомнить нюансы и худо-бедно изобразить по памяти фигуру человека будет не сложно. Практика и память сделают своё дело. Без основ рисования и многократных упражнений фантазия художника не работает.

  3) Важно научиться применять разные изобразительные средства в рисунках.

  А для этого тоже нужны тренировочные рисунки с натуры. Чтобы почувствовать, понять, как линией нарисовать силуэт дерева или при помощи штриховки передать объём в лице, придётся выполнить не один рисунок с натуры. Сразу взять и нарисовать не получится. И посоветовать, как это сделать, никто не сможет - всё очень индивидуально. Для каждой задачи в рисовании пригодится свой арсенал изобразительных средств, а научиться ими оперировать художник просто обязан; ведь мы рисуем не сам портрет, а пятна, не человеческое тело, а его конструкцию; не одежду, а формы складок. И для каждого сюжета, изображения, мотива рисунка нужны свои “спецэффекты” - фактуры, штриховка по форме, тушёвка, линия, силуэт, рисование резинкой по серому фону, выбирание клячкой… И это всё только рисунок карандашом! А ведь есть ещё и живопись!!! Просто не реально всё это придумать самому, только вспомнить, что делалось в предыдущих упражнениях-рисунках, только пропустить через собственные руки и голову, а это всё, опять же, рисование с натуры.

Рисунок Екатерины Крюковой. Ускоренный процесс рисования. Простые карандаши разной мягкости, 60х80 см.

  4) Особенно важно изучать законы зрительского восприятия и применять их на практике.

  Иногда совершенно случайные совпадения, попадания, детали помогут сильно испортить впечатление от рисунка: неточно выставленные акценты, смещённый композиционный центр, неудачные ракурсы или наоборот, особенно тщательно прорисованные все возможные мелочи - сбивают зрителя с толку и запутывают его при рассматривании вашего произведения. Художнику, который сочиняет, придумывает, выстраивает свои сюжеты из головы, особенно нужны хотя бы базовые знания композиции, визуального восприятия картины, способы построения картинной плоскости. Здесь важно всё: направления линий, массы, объём и форма, рисование пятен, ритм, контраст…

  В двух словах всё и не расскажешь, могу посоветовать книги на эту тему:

+ Р. Арнхейм “Искусство и визуальное восприятие”

+ И. Иттен “Искусство формы”

А лучше всего - занятия композицией с учителем, ведь эта дисциплина ОБЯЗАТЕЛЬНО изучается, а знания передаются только на прямую от художника к художнику, от учителя к ученику, из рук в руки и ТОЛЬКО ТАК. Самостоятельно научиться композиции и применению законов зрительского восприятия невозможно, как невозможно самостоятельно стать врачём или космонавтом. Есть много нюансов и особенностей.

  Отсутствие той же грамоты очень заметно при разглядывании рисунков художников-самоучек и выдаёт дилетантов на фоне профессионалов. Зрителю же будет просто сложно понять, что хотел сказать художник, как сложно читать текст, написанный человеком, не владеющим мастерством письменной речи.

  5) В идеале - комбинировать рисование по фото, с натуры, по памяти и по представлению.

  Каждый из способов рисования, конечно, хорош и сам по себе, но только вдумчивый, осознанный подход к созданию картины или графического листа даёт качественный результат, а это значит, что одного подхода к рисованию недостаточно. Например, рисование только с натуры часто приводит к бездумному копированию того, что художник видит перед собой или, в погоне за красивыми эффектами освещения, допускаются промахи, излишняя этюдность, без выявления главного и прочее. В рисовании по фотографии почти всегда теряется форма и объём, а композиция уже воспринимается как данность и просто переносится с фото один в один. Рисование по памяти часто выглядит излишне обобщённым и лишённым индивидуальности и детализации - вместо конкретного, характерного человека получается бездушный условный манекен, к примеру. Ну, а по представлению и подавно можно изобразить что-то совершенно не имеющее ничего общего с реальностью. Конечно, такие рисунки, в некоторых случаях, выглядят милыми и забавными - вот, например, как изобразил русский крестьянин льва, никогда им невиданного. Но в этом случае, художник придал выдуманному персонажу черты домашнего кота (см. пункт 1), что делает льва, при всей его условности, не совсем фантасмагоричным и абсурдным и хоть как-то напоминающим царя зверей.

  Комбинированный же метод рисования: предположим, с натуры и по памяти или, как я сама люблю рисовать, с натуры, фото и видео - поможет избежать досадных просчётов и полностью продумать, как будет выглядеть рисунок в итоге. А значит, больше шансов сделать действительно качественную, хорошую, профессиональную работу. Пробуйте рисовать по-разному, совмещайте разные подходы к рисованию, ищите свой путь и способ рисования - облегчите себе задачу.

>>>Чтобы прочитать вторую часть этой статьи перейдите по ссылке<<<

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге :)


  • Сайт
  • Магазин