Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

ПОЖУХЛОСТЬ (ЖУХЛОСТЬ, ВЖУХЛОСТЬ, ПОЖУХАНИЕ)

  Пожухлость - изменение красочного слоя при высыхании и нарушении технологии живописи в сторону помутнения, утраты глянца и насыщенности краски. Жухлость - это нежелательное, часто необратимое изменение высыхающего слоя краски. Пожухлости характерны для масляной и акварельной живописи (реже в живописи акрилом).

  Основная причина появления пожухлых участков на картине - прописка по следующего слоя краски поверх не до конца просохшего предыдущего. Таким образом, нижний слой “вытягивает” из верхнего слоя краски связующее вещество (масло, клей, мёд). Пожухлый фрагмент выглядит как матовое пятно, отличное от основного цвета - более тёмное, часто черноватое, ненасыщенное и не яркое.

  В акварели пожухлости образуются при просушке феном или неумелом втирании слоя в слой.
  В масляной живописи пожухлости появляются из-за некачественного живописного грунта (тянущий грунт) или из-за излишнего применения растворителя в подмалёвке. Кроме того, пожухлости бывают после прописки первого слоя живописи кроющими красками методом затирки (игнорируя стадию лессировки в классической технологии живописи маслом). Имеет значение и качество красок (не старые, насыщенные маслом и т.д.).

Как исправить пожухлости.
  Сразу поверх пожухлых мест писать нельзя.  Перед следующим слоем прописки художники ретушируют изменённые участки. Есть несколько традиционных способов исправления пожухлостей на картине:
+ использовать ретушный лак на изменённом участке живописи;
+ пропитать повреждённый участок маслом для живописи или “тройником”; лишнее масло промокнуть салфеткой или тряпкой;
+ обработать фрагмент картины в жухлом месте разрезанной поперёк головкой лука или чеснока, для покрытия её защитной органической плёнкой и переписать искажённый участок картины заново более кроющим слоем;
+ можно использовать для обработки пожухлых мест скипидар или бензин, а потом записать фрагмент поверх новым слоем краски.

  При покрытии лаком (покрывным лаком) пожухлые места консервируются и становятся ещё более заметными, а процессы изменения красочного слоя будут необратимы. Во избежание этого следует обработать пожухлые места картины вышеуказанными способами и покрывать готовую картину лаком не раньше, чем через год после её написания. Непокрытую лаком живопись до полного её высыхания хранят в тёплом, сухом месте, вдали от прямых солнечных лучей и нагревательных приборов, избегая перепада температур. Это поможет красочному слою просохнуть равномерно, последовательно и оградит от пожухлостей и других изменений цвета и тона в масляной живописи.

 

Использовалась литература:

1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”.
2. “Словарь изографа”. - М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. В. В. Филатов. 1997.

3. Киплик Д. И. “Техника живописи”. - М.: Сварог и К, 2002.

4. Макс Дёрнер “Художественные материалы и их применения в живописи”. - СПб.: Symposium, 2016.


  • Сайт
  • Магазин