Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 12 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 WA:+7(922)115-75-74

ПЕРСПЕКТИВА

Перспектива - ( от франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу).
1) Перспектива - это способ изображения трёхмерных предметов и объектов в двухмерном пространстве с учётом принципов и законов зрительского восприятия человеком окружающего пространства.
2) Перспектива - раздел начертательной геометрии, изображение элементов реального мира в пространстве при помощи центральной проекции.
3) Перспектива - это раскрывающийся в глубину вид.
4) Перспектива (в устаревшей литературе) - длинная прямая улица.

1). Перспектива - иллюзорное пространство картины или рисунка, передающее соотношение пропорций предметов и объектов видимых человеком с одной единственной фиксированной точки. В изобразительном искусстве, конкретно в академической и реалистической школах рисования, для передачи в картине пространства разной глубины используется прямая (линейная) перспектива. Это максимально близкий к восприятию окружающего мира человеку способ точного воспроизведения действительности. Такой способ построения изображения базируется на расположении элементов изображения относительно линии горизонта и лежащей на ней точки зрения. В соответствии с законами линейной перспективы, линии параллельные друг другу, но не параллельные линии горизонта сходятся в пространстве в так называемой точке схода. Это позволяет изображать объекты и предметы в плоскости листа (холста) так, как они воспринимаются человеческим глазом в природе. Таким образом, удаляющиеся в глубину от зрителя предметы и их части выглядят на картине меньше, по сравнению с аналогичными предметами, расположенными на первом плане. Линии и направления, устремлённые от зрителя вглубь картины, задают сокращения форм, параллельные друг другу направления (например, две стороны дороги, рельсы) стремятся в точку схода на линии горизонта в глубине картины.

  Разделяют несколько видов перспективы.

Виды перспективы:


* линейная;

* воздушная (подразделяется на тональную и цветовую);

* обратная;

* прямая (аксонометрия; подразделяется на изометрию - размеры по всем 3 осям координат одинаковые; диметрию - размеры по 2 осям одинаковые, а по третьей - другие; триметрию - размеры по всем 3 осям разные);

* сферическая;

* параллельная;

* эллиптическая;

* панорамная;

* перцептивная (в основе построения - бинокулярность; она сочетает линейную, обратную и прямую перспективы одновременно - разную в каждом из планов одной картины).

В обучении рисованию в реалистической или академической манере применяется линейная и воздушная перспектива, то есть правильное сокращение объектов в пространстве и точно переданные направления линий, а также распределение цвето-тональных отношений в иллюзорной глубине картины.

История развития перспективы как науки.


* Древний мир.
   Первобытный человек мыслил предметную плоскость как лишённую объёма поверхность, поэтому древние изображения лишены перспективы в понимании глубины пространства. Художника в этот период интересовали сами объекты, а отношения между ними в пространстве изображались посредством приближения и удаления объектов друг от друга и частичного наложения друг на друга на картинной плоскости.
  Первобытные художники и художники Древнего Востока использовали ярусную композицию и изображали персонажей и объекты фронтально и в профиль. Таким образом, это были не приёмы перспективы в чистом виде, а некие символические схемы для рисования. Для художника, в данном случае, важно не видимое в реале, а понимаемое им расположение объектов на плоскости листа.

* Древняя Греция.
   Впервые некоторые положения перспективы как науки появляются в труде Евклида “Оптика”, поэтому можно смело утверждать, что отдельные положения и правила перспективы были знакомы древним грекам. Изображения-обманки во фресках Помпеи демонстрируют визуальные пространственные эффекты при помощи сокращения линий, уходящих вглубь изображения и осознанного наложения частей фигур друг на друга. Первые опыты освоения перспективы связаны с исследованием и открытиями в геометрии и развитием искусства театральных декораций. Построение перспективного пространства древнегреческими художниками подразумевало как одну, так и несколько точек схода, размещённых на одной вертикальной направляющей (так называемая “рыбья кость”).
 

* Средние Века.
   В соответствии с условно-символическим пониманием реальности, перспектива мыслится как самостоятельное изображение пространства для каждого отдельного предмета или объекта. Изображаемые объекты представлены как бы видимыми с разных сторон одновременно. В искусстве Византии существовала обратная перспектива, по принципу которой объекты изображены видимыми с нескольких точек зрения и сокращающимися по мере приближения к первому плану.

* Искусство Востока (Япония, Китай).
   Художники применяют так называемую параллельную перспективу, когда все параллели рисуются именно параллельными и не стремятся в точку схода, а все объекты изображены как будто с высоты птичьего полёта. Плоская декоративность сочетается с панорамностью изображения, обилием пустого пространства, а плановость определяется наложением объектов друг на друга.

* Эпоха Возрождения.

   Развитие науки стимулирует художников осваивать законы зрительского восприятия и новые способы реалистического изображения окружающего мира. Начинается тщательное изучение и научное обоснование сокращения форм и размеров объектов в пространстве, изменения их светлоты, цвета, контуров и размеров. Именно в эпоху Возрождения закладывается фундамент современной линейной перспективы. Первые попытки передачи видимых пространственных изменений относятся к периоду Проторенессанса (Джотто, Кавалли), но последовательная научная система обрела свой законченный вид в трудах Альберти, Брунеллески, Пьетро делла Франческа). Поэтому классическую линейную перспективу также называют Альбертиевской (costruzione legittima). Особое внимание изучению воздушной перспективы в теории и на практике уделил Леонардо да Винчи, продемонстрировавший в своей живописи способы передачи глубины пространства посредством изменения цвета и светлоты, а также смягчения краёв изображаемых объектов (сфумато).
  Художники Северного Возрождения (Дюрер, братья ван Эйк) пытаются уйти от иллюзорного копирования реальности и концентрируют свои исследования на особенностях цветовой и тональной перспективы, как составляющих воздушной перспективы.

* Эпоха Барокко.
   Разработки художников Ренессанса позволяют применять к своим теоретическим находкам и практическому расположению элементов картины в плоскости холста, имитацию глубины пространства и плановость, а также необычные ракурсы фигур и сложные точки зрения на них (сверху, снизу и другие).
 

* Эпоха Романтизма.
   После Делакруа тщательное следование законам и правилам перспективы ослабевает. Художники допускают вольности в изображении горизонта, сомасштабности фигур и даже в единственности точки зрения. Это связано с тем, что мир уже не изображается только как иллюзорно видимый, но как переживаемый и чувственный.

* XIX век.

   Художники относятся к традиционной линейно-воздушной перспективе как к некоему формализму мышления и используют её положения не напрямую или частично.
 

* XX век.

   В связи с развитием философской мысли в стремлении к созданию синтетического образа мира художники разрабатывают сферическую перспективу (Сезанн, Петров-Водкин). В некоторых случаях характерен возврат к обратной перспективе.

Использовалась литература:

1. Р. Шиффер “Психология ощущений, глоссарий к книге”, 2004.

2. Б.И. Кононенко “Большой толковый словарь по культурологии”, 2003.

3. Большой энциклопедический словарь, 2000.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т., под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль. 2001.

5. “Популярная художественная энциклопедия” под ред. В.М. Полевого. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

6. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия” под ред. проф. А. П. Горкина. 2007.
7. Е. Аксёнова, Ю. Аксёнов “Перспектива”. -М., 1974.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)


  • Сайт
  • Магазин