Лессировка - это технический приём живописи. Лессировка - это нанесение прозрачного слоя жидко разведённой краски поверх уже просохшего слоя других красок или первоначальный этап работы масляными или акварельными красками.
При накладывании друг на друга слоёв краски в технике лессировки краски смешиваются на картине оптически, сочетая цвет основы и цвет самой лессировки. Это помогает объединить цветовые сочетания, обогатить колорит картины, слегка затемнить и подцветнить излишне светлые части изображения.
Техника лессировки применима в акварели и масляной живописи. Обычно лессировки применяют в живописи теней (падающих и собственных), для обобщения и отделения частей дальнего плана от основных элементов картины. Сочетание лессировки с кроющей пастозной живописью в свету в живописи маслом придаёт картине особую глубину, реалистичность, цельность. Особенно эффектно сочетание техники лессировки и живописи мастихином у современных художников.
История техники лессировки.
В XVI - XIX веках лессировочный слой начинал и завершал живопись картины, зажимая основной корпусный (не прозрачный) слой живописи между слоями прозрачных лессировок (стадия прописки и завершающая стадия ведения живописной работы). Благодаря этому, картины художников приобретали гладкую фактуру, техническое совершенство, высокую сохранность произведений искусства во времени, объёмность изображения. Для всего перечисленного использовались моделирующие лессировки (для уточнения формы лиц, тел и драпировок) и тонирующие лессировки (объединение цветов и тонов в картине). Также существовали понятия ретуширующей лессировки (обогатить, усилить звучание цвета и тона в уже проработанной форме) и втёртой лессировки (когда краска снимается со всех мест с выступающей фактурой и остаётся только в углублениях). Существовали приёмы мутной лессировки - для создания валёров (полутонов) и слитой лессировки, когда она положена на полупросохшей краске и немного “залипает в неё”.
В современной живописи технику лессировки используют в качестве подмалёвка (первая прокладка цвета на картине прозрачными красками) и проступает в теневых участках изображения (фон, собственные и падающие тени и так далее)
Техника жидкого масла подразумевает, помимо традиционных лессировок, лессировки кроющими и полулессировочными масляными красками, обильно разведёнными на специальном разбавителе - “тройнике”.
Особую светоносность, благодаря лессировкам, имеют картины художников: Рафаэля, Рембрандта, Тициана, Караваджо.
Использовалась литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;
2. Большая советская энциклопедия;
3. Большой энциклопедический словарь;
4. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия” под редакцией проф. Горкина А. П. ; - Москва: Росмэн, 2007;
5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - Москва: ВЛАДОС, 2002
6. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
7. “Секреты живописи старых мастеров.” - Москва: “Изобразительное искусство”, 1989 г.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте у нас курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге. :)