* Живопись эпохи позднего палеолита (40-6 тыс. лет до н.э.).
Зарождение живописи в виде наскальных изображений (Южная Франция, Северная Испания и др.). Первобытные люди выполняли изображения на поверхности скалы земляными красками, сажей и углём от сожжённого дерева.
В качестве инструмента использовались пальцы и ладони художника, расщеплённые веточки и куски меха и кожи. Изображения носят как силуэтный характер, так и линейное начало. Эта первая живопись характерна лёгкостью проработки объёмов и отсутствием общего смыслового и схематического единства.
* Живопись эпохи неолита.
В живописи отражается образ человека. Изображённые сюжеты и сцены, а также отдельные персонажи образуют живописные циклы, рассказывающие последовательную историю в картинках.
* Живопись Древнего Египта.
Живопись тесно связана с заупокойным культом, поэтому большое распространение получила монументальная живопись (росписи гробниц: стен и потолков) и декоративная живопись (роспись саркофагов, предметов интерьера и так далее). Основная задача живописи - повествовательная (описание событий). Живопись Древнего Египта подчинена строгому канону: условно схематическое, тщательно выверенное и подчинённое чётким правилам изображение человека. Особое расположение элементов композиции, соразмерности фигур персонажей, сочетание изображения с иероглифическим письмом - всё это основано на подчинении социальной иерархии, особенностям мифологии, мировоззрению Древних Египтян. Одновременно с этим, художники с берегов Нила демонстрируют необыкновенную наблюдательность, смелость цветовых сочетаний и красоту деталей в своих произведениях. Основные выразительные средства живописи этого периода: линия (контур) и цветовое пятно.
* Живопись Древней Греции (Античность).
Живопись также монументальна. Она служит украшением и дополнением архитектуры, культовой, жилой, гражданской. Греческие художники, в своих попытках изобразить реальную действительность, разрабатывают и используют в росписях стен приёмы свето-тени и псевдоперспективы (линейной и воздушной), т.н. “рыбья кость”. Сюжеты античной живописи весьма разнообразны, что положило начало основным жанрам: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой и исторический сюжет.
Фрески древних греков, глянцевые на поверхности, основываются на методе живописи по многослойной штукатурке с добавлением мраморной пудры на верхнем слое.
Станковая античная живопись почти не сохранилась. Она выполнялась на дереве (реже на холсте).
Особая техника восковой живописи древних эллинов представляет собой технику энкаустики (знаменитые фаюмские портреты).
* Живопись средневековья.
Живопись носит религиозный, культовый характер. Особое распространение получают такие виды живописи, как:
- фреска (по сырой штукатурке (традиционная) и по сухой штукатурке (сэкко));
- иконопись (темперными красками, как правило, на яичном клею, по загрунтованной особым образом доске);
- книжная миниатюра (на загрунтованном пергаменте, позже - бумаге, акварелью, гуашью, темперой или другими красками).
Сюжеты средневековой живописи носят религиозный характер, иногда разбавляются историческими иллюстрациями. Цвет в живописи эпохи Средневековья условен, символичен. Художники Средневековья используют локальный колорит. Особые черты, присущие искусству этой эпохи - чёткий, строгий силуэт, условность фона (часто применяют позолоту), отсутствие глубины изображения, условность живописно-графических приёмов и изображаемых мотивов.
* Живопись Древнего Востока.
Страны Передней и Средней Азии, Индия, Китай, Цейлон считаются очагами развития монументальной живописи клеевыми красками по гипсу или извёстке (1 тыс. лет до н.э.).
В Средние века в Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии основное внимание в живописи уделялось миниатюре. Характерные черты этой живописи: тонкие цветовые отношения, поэтика природных сюжетов, утончённая орнаментика. Острая наблюдательность художника позволяет придать этой традиционной живописи особую прелесть.
Широкое распространение получила Китайская и Японская живопись коричневой тушью, акварелью и гуашью на шёлке и бумаге. Для этого вида живописи характерна передача воздушности пространства, тонкая детализация, изящество в изображении людей и природы в сочетании с особой стилизацией.
* Живопись Эпохи Возрождения.
Особую роль в истории живописи данной эпохи отводят Джотто, как предвестнику грядущих открытий и исследований в области художественного языка, колорита, композиции, изобразительной пластики.
Живопись рассматривается как один из способов познания мира, поэтому характерный для данной эпохи в целом научный подход к изобразительному искусству помогает художникам сочетать научные изыскания и культуру, а также проявляется в синтезе искусств (архитектура, скульптура, живопись, графика). В этот период закладываются научные основы существующих доныне принципов изобразительности: линейной и воздушной перспективы, пластической анатомии, светотени, основ оптики и цветовых гармоний. В этот же период изобретаются масляные краски, усовершенствованные как техника Яном ван Эйком. Это позволяет изображать объёкты и предметы, а также среду вокруг них реалистично, объёмно, цветно.
Техника фрески приобретает огромное значение. Фресковые росписи органично дополняют и украшают дворцы, храмы и другие светские, государственные и культовые сооружения.
Возрастает роль станковой живописи: картины пользуются популярностью, как демонстрация роскошества и художественного вкуса заказчика. Основные сюжеты картин: портреты, исторические или бытовые, мифологические или религиозные сюжеты, обнажённая модель - словом, всё, что связано с изображением человека (антропоцентризм).
Выдающиеся художники эпохи Возрождения: в Италии - Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе; в Германии и Нидерландах - Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн и многие другие.
* Живопись XVII - XVIII веков.
Складываются национальные школы европейской живописи в разных странах: во Франции (Давид, Пуссен), в Италии (Караваджо), в Испании (Эль Греко, Веласкес), во Фландрии (Рубенс, Ван Дейк), в Голландии (Рембрандт, Вермейер), в Великобритании (Гейнсборо, Хогарт), в России (Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Появляются Академии художеств, где художники получают полное профессиональное художественное образование, в соответствии с требованиями нового времени. Основное внимание живописцев уделено освещению социально-гражданских идеалов, точному, реалистическому бытописанию. Особенно интересен художникам этого периода человек в своём повседневном окружении и психологическое соответствие личности и окружающего мира.
В это время складывается структура жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет и другие). Широко распространяется монументальная живопись (в соответствии с требованиями стиля барокко), с характерными для эпохи особенностями: динамизм, разомкнутая или спиралевидная композиция. Пришедший на смену барокко стиль рококо привнёс разнообразие оттенков светлых и блёклых цветов в палитры художников, а живопись классицизма - структурный строгий рисунок.
С появлением системы тональной живописи появляются индивидуальные живописные открытия художников в технологии масляной живописи. Обогащаются индивидуальные технические приёмы, развивается система тональной живописи.
Станковая картина приобретает особую значимость, она востребована в качестве органичного стилю помещения декорирования интерьера. Потребность в камерных произведениях искусства влечёт за собой развитие таких техник живописи как акварель, пастель, тушь. Особое внимание уделяется миниатюрному портрету.
* Романтизм XIX века.
Расширение межкультурных связей в Европе и Америке влечёт за собой развитие и появление новых национальных школ реалистической живописи. Часто условности Европейской школы живописи обогащаются местными древними традициями (Япония, Китай, Индия) и наоборот. Так страны Востока привнесли в европейскую живопись новые приёмы композиции, особую ритмику цвета и приёмы стилизации.
Живопись, как и другие искусства этого времени, отражают гражданскую позицию народа: многие сюжеты живописных произведений основаны на критике социальной действительности. В противовес салонному академизму с его идеализацией образов и отдалённостью от реальной жизни и от идеалов позднего классицизма, появляется живопись романтизма. Её характерные черты: энергичность мазка, контрастность отношений света и тени и цветовых пятен, внимание к остро-драматическим историческим эпизодам и подчёркнуто эмоциональное отражение современных реалий, богатство колорита (Делакруа, Жерико, Рунге, Кипренский, Брюллов)
* Реализм XIX века.
Художники этого периода внимательно наблюдают и отображают в своих полотнах реальный мир: образы обычных людей, характерные явления и события времени, отказ от подчёркнутой эстетичности, повышенной эмоциональности и стилизации в пользу убедительности и визуальной правды (Констебл, художники барбизонской школы, Венецианов, Федотов и другие).
В период европейской революции появляется живопись демократического реализма (Курбе, Милле, Менцель), которая освещала новые гражданские идеалы и иллюстрировала борьбу народа за свои права, трудовые будни простых людей и изображала передовых общественных деятелей.
Это привело к становлению в разных странах живописных школ национального пейзажа (художники-передвижники и близкие к ним по идейной составляющей художники: Крамской, Серов, Репин, Верещагин и другие).
* Живопись импрессионизма.
В начале 1870-х, в соответствии с новыми открытиями в оптике и других отраслях физики, художники приходят к идее постоянной изменчивости мира, что и пытаются отразить в своих произведениях живописи при помощи чистых цветов, раздельных мазков краски, белого грунта и подчёркнуто светлых цветовых оттенков. Этому способствует массовое фабричное производство новых цветовых оттенков красок для художников. Монументально-декоративная живопись приходит в упадок, отдавая пальму первенства лёгкой и малоформатной станковой живописи.
* Живопись модерна.
В соответствии с особенностями стиля, живопись приобретает черты декоративности, появляются новые приёмы, технология и способы композиции. Живопись, как и другие виды искусств, стремится к монументальности, декоративности, связи с ДПИ и архитектурой. Появляется живопись силикатными красками.
* Живопись соцреализма.
Особо направление в развитии живописи появляется в СССР после октябрьской революции 1917 года. Основываясь на идеалах революции, формируется метод социалистического реализма в живописи. Его характерные особенности: сюжеты, изображающие тружеников заводов и колхозов, первомайские праздники, пионерское движение, изображения вождей в портретных и сюжетных картинах; светлая, пастельная цветовая гамма (И.Бродский, Л. и С. Герасимовы, В. Мухина и другие).
3 принципа соцреализма:
- народность (понятность на бытовом уровне);
- идейность (отображение трудовых подвигов ради светлого будущего);
- конкретность (прямая подача, отсутствие иносказаний).
* Живопись XX века.
Возникают условные формы отображения реальности художниками, определяются истоки многочисленных течений в живописи XX века (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек и другие). На первый план выходит личность художника, его отношение к изображаемому (эмоциональность, символика цвета, стилизация, утрированность изображения, плоскостность, стремление к декоративности) (в России: Серов, Коровин, Врубель).
Противоречивость мира выражается художниками в соответствующих живописных формах: Пикассо, Матисс, Дерен, Ривера, Сикейрос, Гуттузо, Кент.
Кризис культуры буржуазного общества выражается в различных модернистских течениях начала XX века: фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и других. В живописи ассоциации, метафоры, стилизация приходят на смену реалистической трактовке действительности. Полный отказ от фигуративности, изобразительности приводит к появлению абстрактной живописи.
В 60-х годах в Европе и Америке формируются новые направления живописи: поп-арт, гиперреализм и другие.
Возрождается монументально-декоративная живопись, созвучная по масштабности духу времени.
Появляются новые виды и типы красок для живописи: силиконовые, на основе кремния органических смол, акриловые, но основные произведения создаются в технике традиционной масляной живописи.
* Живопись СССР.
Зарождаются новые национальные школы живописи в народных республиках СССР. Для живописи этого периода характерно повышенное ощущение реальности, духовность образов, материальность изображения (Сарьян, Чуйков, Салахов, Гудайтис и т.д.). В 20-е годы особенно популярна историко-революционная тема (Греков, Дейнека, Герасимов, Петров-Водкин и другие).
В послевоенное время появляется патриотическая живопись, повествующая о героизме народа в годы ВОв. Также особенно популярными становятся образы людей из народа, участников революционных событий: психологические портреты советских людей. Особая тема в живописи - советские стройки, освоение целины, организация нового быта советских граждан.
В 60-е - 80-е годы ХХ века усиливается синтез архитектуры, скульптуры и монументальной живописи, базирующиеся на активном строительстве общественных зданий и мемориальных комплексов. Возрождаются техники монументально-декоративной живописи: темперная живопись, мозаика, фреска.
Использовалась литература:
1. Д.И. Киплик. Техника живописи, (6 изд). -М., -Л: 1950.
2. Б.Р. Виппер. Статьи об искусстве. -М.: 1970.
3. А. Каменский. Зрителю о живописи. -М.: 1959.
4. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
5. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.
6. Большой энциклопедический словарь;
7. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. 2003.
8. Большая советская энциклопедия;
9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
10. “Детская энциклопедия”. Искусство. -М.: Педагогика, 1977.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)