Гризайль (от французского - grisaille, от gris - серый).
Однотоновая (одноцветная) живопись, вид декоративной живописи, имитирующий рельефы и другие лепные изображения. Выполняется гризайль при помощи разбела и/или затемнения одного цвета, чаще используются оттенки серого или коричневого, (реже тёмно-зелёного, синего или фиолетового) цветов.
В том числе к технике гризайли относятся изображения, сделанные одноцветной эмалью, декорированные позолотой (например, Лиможская эмаль - эпоха Возрождения во Франции).
Полный отказ художников, работающих в технике гризайли, от использования разных хроматических оттенков и насыщенности и оперирование только светлотой, как характеристикой цвета, позволяет сосредоточиться на точных тональных отношениях в живописи, более точной передаче формы и объёма предметов и объектов в заданном освещении. Тщательность свето-теневой моделировки и точность детали в живописи гризайлью придают изображению особую скульптурную точность и выразительность, поэтому подобные изображения часто применяли для декорирования интерьеров (например, Парадный кабинет Александра I в Екатерининском дворце в Царском Селе). Особо выдающиеся мастера гризайли доводили живописное изображение в монохромной гамме до полной иллюзии скульптурного объёма.
Исполнение живописи в технике гризайль возможно разными видами красок: акварелью, гуашью, акрилом, масляными красками и даже тушью с использованием белил.
В станковой живописи техника гризайли применялась для подмалёвка в произведениях искусства XIV-XVII веков - это была первая стадия ведения живописной работы, разбор светлотных отношений в картине.
В современной живописи гризайль применяют для создания эскиза будущей картины, для уточнения соотношения светов и теней в модели при рисовании с натуры.
При обучении живописи начинающие художники пишут этюды в технике гризайль в качестве переходного упражнения от рисунка к живописи - это один из лучших способов освоения живописи красками, изучения специфических особенностей техники живописи и приобретения приёмов письма кистями разной фактуры. В реалистической живописи особенно ценно видение не оттенков цвета, а отличие этих оттенков по светлоте друг от друга. Поэтому для обучения рисованию, в первую очередь, будет полезно освоить технику гризайли, помогающую начинающим живописцам правильно распределить цвета и тона в этюде.
Применяется данная техника и в дизайне, при проектировании элементов интерьера, и в архитектуре - для создания визуализаций и макетов проектируемых сооружений.
Особое значение гризайль имеет в классическом академическом методе работы над картиной, а именно, она применима в изготовлении картона - тонального рисунка в натуральную величину. Для того, чтобы лучше разобраться с тонами и их качеством в картине, изготавливают подробный рисунок в тоне, в соответствии с эскизом. Такие картоны рисуют мягкими материалами - углём, сепией, соусом, сангиной или водорастворимой краской(акварель, гуашь), реже - тушью.
Использовалась литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”.
2. Живопись. Краткий словарь терминов. 2012.
3. Барщ А.О. “Наброски и зарисовки”. - Москва: “Искусство”, 1970. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. - Попов М., 1907.
4. Современная энциклопедия. 2000.
5. Большой энциклопедический словарь. 2000.
6. “Популярная художественная энциклопедия”. Под ред. Полевого В.М.. - Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
7. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия”. Под ред. проф. Горкина А.П.. - Москва: Росмэн, 2007.
8) Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте у нас курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге. :)