Акварель (от латинского aqua - вода) -
1) Водорастворимые краски для живописи.
2) Вид живописи прозрачными водорастворимыми красками.
3) Живописная работа, выполненная акварельными красками.
1) В акварельных красках связующим веществом для цветовых пигментов является растительный клей, как правило, гуммиарабик, но встречается и камедь, декстрин, глицерин, мёд и сироп на основе сахара. Акварельные краски выпускаются в тубах, кюветах, сухих кирпичиках и в виде жидкости (в банках). Степень концентрации цвета и светлоты в акварели регулируется водой. Живопись акварельными красками осуществляется на специальной акварельной бумаге (фактурная, с низким содержанием клея). Лучшая бумага для акварели - на основе натуральных волокон: льна, хлопка или с их добавлением. Акварельная бумага бывает мелкозернистая, среднезернистая, и крупнозернистая (торшон). Успех в занятиях акварельной живописью зависит именно от бумаги, и в меньшей степени от качества самих красок.
Качество акварельных красок имеет значение в живописи. Различают детскую акварель (например, медовая), полупрофессиональную (например: “Сонет”, “Петербургская классика” и другие) и профессиональные акварельные краски (например: “Белые ночи”, “Чёрная речка”, “Ленинград” и другие). Существует большой диапазон цветов и оттенков акварели у разных производителей, большая часть из них получена на основе искусственных красителей химическим путём.
Работа акварелью ведётся мягкими кистями из волоса белки. барсука, колонка, куницы, хорька. В некоторых случаях используют кисти из мягкой щетины и синтетические кисти.
Для сохранения влаги в процессе письма акварелью, в воду для разведения краски добавляют глицерин.
2) Характерная особенность акварельной техники живописи - обилие воды в красках и на бумаге, что усиливает основные качества, отличающие акварель от других красок: чистота цвета, светоносность, насыщенность, прозрачность. Быстрое высыхание воды и минимальное количество используемого пигмента со связующим веществом придаёт живописи акварелью большую скорость исполнения. Акварель хорошо держится на бумаге (впитывается в верхние слои) и не требует дополнительной фиксации.
Живопись акварелью неустойчива к воздействию прямых солнечных лучей и требует тщательного и грамотного хранения в сухом тёмном месте.
Техника акварельной живописи.
2 классические техники акварели.
⬋ ⬊
“по-сырому” “по-сухому”
(английская акварель) (итальянская акварель)
Также возможен метод письма акварелью по фрагментарно увлажнённой бумаге или комбинированный способ живописи.
Бывает однослойная (“а-ля Прима”) и многослойная (лессировки) живопись акварелью.
Обычно, работа акварелью ведётся от светлого к тёмному, чтобы сохранить светлоту тона на раннем этапе прописки. Прозрачные слои акварельной краски накладываются на бумагу и друг на друга последовательно. Отдельные слои акварельных заливок требуют тщательной просушки естественным образом (до 2 часов). Непросушенные участки свежей краски при наложении новых слоёв акварели дают пожухлости. То же самое происходит при сушке акварельных работ горячим феном. Чем больше слоёв лессировок акварелью, тем менее светоносным будет разрабатываемый участок этюда. Таким образом роль белой краски в акварельной технике выполняет сама бумага - чем сильнее она перекрыта лессировками краской, тем темнее и сложнее цвет.
Акварельная живопись плохо поддаётся исправлениям, требует точности, сосредоточенности в работе, поэтому считается одной из самых сложных техник живописи.
Основные приёмы акварельной живописи.
Способы письма акварелью могут использоваться как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Основные технические приёмы письма акварелью: заливка, отмывка, затёк (затекание), обходка, вымывание, перетекание из цвета в цвет, переход из тона в тон, моделировка штрихами и точками, мазки, растяжка, “вытягивание” краски, проскребание (процарапывание).
Часто в акварельной технике живописи используют резерваж - закрывают необходимые участки специальной кроющей жидкостью или пастой на время или используют воск для сохранения бликов и максимально светлых мест.
Применение акварельной техники.
Акварель используется как в чистом виде, так и в сочетании с другими материалами: пастелью, простым карандашом, гуашью (белила), тушью, акварельными карандашами и другими материалами).
Акварель подходит как для создания эскизов, так и может являться самостоятельным художественным произведением разного размера: от традиционной миниатюры до трёхметрового монолитного полотна.
Сюжеты в акварели.
Благодаря своей воздушности и светлоте, акварель применима для создания атмосферных пейзажей, насыщенных по цвету натюрмортов с ярко выраженной материальностью (стекло, металл, дерево, керамика), характерных национальных портретов и в изображениях животных.
Использовалась литература:
1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
2. Живопись. Краткий словарь терминов (Библиотекарь.ру);
3. Беда Г.Г. Словарь специальных терминов в живописи;
4. Сокольникова Н. Краткий словарь художественных терминов;
5. Большая советская энциклопедия;
6. Большой энциклопедический словарь.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наш курс "Рисование с нуля до портрета на заказ" в Екатеринбурге :)