Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Я уже умею рисовать… но...

  Есть такая красивая притча о лучшем художнике. Учитель Хинг Ши пришёл как-то в один город в Китае, где проходил конкурс лучших художников. Многие мастера съехались в это место, чтобы поделиться своим мастерством и попытать счастье. Много прекрасных и достойных картин было представлено, судьи трудились честно и основательно, но так и не смогли присудить победу лучшему художнику, потому, что не могли выбрать единственного неоспоримого победителя из двух великолепных художников.

Правитель города узнал в толпе мудреца Хинг Ши и предложил ему разрешить спор. Мастер попросил каждого из художников посмотреть внимательно на свои великолепные, безупречные произведения и найти в них ошибки, а потом рассказать об этих ошибках. “Ваши картины совершенны”, - сказал он, - “но всё же, найдите в них нечто недостающее или искажённое”. “Я смотрю на своё полотно и совершенно не вижу в нём изъянов. Я долго и трудолюбиво шёл к этому результату многие годы, совершенствовал своё мастерство, изучал природу, упражнялся в рисовании, слушал своего учителя - сейчас я достиг вершины мастерства”, - сказал первый художник. Второй же, оглядев свою картину, ответил: “О, мастер, я вижу столько ошибок в своей работе, что даже и не незнаю, с которой из них начать”. “Вот победитель в состязании”, - сказал учитель Хинг Ши, указывая на второго претендента. “Но, мудрейший”, - возмутился первый художник, - “неужели лучшим живописцем окажется тот, кто допускает ошибки в живопис? Неужели не тот, кто познал совершенство?” На что мудрец ответил: ”Тот, кто достиг пика своего мастерства, увы, не сможет развиваться далее, а значит, не сможет явить миру ещё более великолепные произведения, его творческий путь окончен. А тот, кто видит свой дальнейший путь, кто способен найти изъяны в своей работе, будет стремиться к совершенству дальше, будет развивать свой ум и мастерство. Тот, кто ещё не достиг своего максимума и равен по силам состоявшемуся мастеру - великий и лучший художник. Он победитель в соревновании”.

  Красивая и поучительная история, да? Мне часто задают вопросы художники разного уровня, обычно начинающие и самоучки, и на эти вопросы быстро, в двух словах не ответить. Например, какие краски смешивать, чтобы получить цвет моря; как нарисовать портрет, чтобы было похоже; как красиво нарисовать руки и так далее. А на моё встречное предложение пойти на курсы живописи или рисунка, чтобы научиться рисовать, отказавшись, они обижаются. “Я уже умею рисовать”, - говорят они, - , вот только…” Мастер ищущий волшебный секрет, подобен мастеру, не видящему недостатков в своей работе. Волшебной таблетки в обучении рисованию не существует. Нет приёма, решающего вашу задачу. Тут нужен серьёзный труд, необходимые знания, умения, навыки и много, много практики. Если бы всё было бы так просто, великих художников было бы пруд пруди, но их - единицы на столетие.

  Я умею рисовать - так может сказать только выдающийся, гениальный мастер, такой как Рембрандт или Леонардо, но они не были столь самоуверенны, чтобы озвучить это утверждение. Когда художник перестаёт самосовершенствоваться, учиться, исправлять недочёты в своей работе - он останавливается на достигнутом. Это максимум его возможностей. И этот максимум у всех разный. Одного таланта недостаточно, нужен ещё характер и приложенные усилия. Судят по конечному результату, а не по таланту - картины, рисунки, эскизы, росписи - доказательство качественности и профессионализма. И оценить эти способности могут только профессионалы: искусствоведы, профессионально образованные художники, педагоги, подготовленные ценители - люди, получившие специальное художественное образование, разбирающиеся в тонкостях мастерства многих авторов, в том числе и классических, проверяющие все изученные положения на практике.

 Мастерство художника наиболее непредвзято и точно может оценить только профессионал в области живописи, а не родители и друзья и не тётя Шура из соседнего подъезда. Даже разные профессиональные художники находятся на разных стадиях мастерства: есть специальные критерии оценки ошибок и недочётов, достоинств и неожиданных успешных решений задач в картине, на сравнении это хорошо видно (напишу об этом отдельно), поэтому даже “похожесть”, в портрете не самое главное, а правильно и точно намешенный цвет может не спасти всю картину. Не цветом единым измеряется художник. Мастерство - это не только точное соответствие натуре (как фотография) и создание чего-то необыкновенно красивого, свежего, верного. Не всё так просто: существует и эстетика безобразного, например, также есть сюжеты, не существующие в реальности.

  Художник учится всю свою жизнь. Вместе с жизненным опытом, он приобретает сначала реалистическую или академическую грамоту в рисовании, в зависимости от задачи. Затем, он многие годы шлифует своё мастерство, нарабатывает личные техники живописи, манеру рисунка, учится стилизовать и выражать свои мысли в живописи, создаёт художественные образы, долго и кропотливо ищет свои сюжеты и темы в творчестве, применяет новые материалы, как правило, насчитывается несколько творческих и жизненных этапов, разных, отличных друг от друга, этапов исследования, развития, новых открытий. Невозможно всю жизнь заниматься одним и тем же. Даже у самых успешных и коммерчески востребованных современниками художников такие этапы были. Например: расписывал, расписывал Ренуар тарелочки, получал за это неплохие деньги - грех жаловаться. Но захотелось чего-то нового - начал занятия станковой живописью: пейзажи, а затем и композиции с людьми начал писать. Картина за картиной, наскучили автору сюжеты, понял он, что самое волнующее для него - девушки с его полотен. И новый творческий этап начался в его биографии - портретная живопись. И снова есть повод вставать по утрам, есть чему радоваться, есть в чём совершенствоваться, даже если сидишь в инвалидном кресле. Почитайте биографию мастера, в ней есть над чем задуматься.

  Нет пределов совершенству художника, как нет в искусстве правил, стандартов, условий. Даже оценка произведений искусства в денежном эквиваленте условна и существует только потому, что хоть как-то нужно великие шедевры оценить и застраховать. А сколько стоит, скажем, этюд Шопена? А голос Марии Каллас? И в живописи так же.

  У современных авторов выход один - постоянно работать, развивать мастерство художника, улучшать уровень рисования, изучать и применять новые техники рисунка, приёмы живописи, искать и исправлять ошибки в работах, выбирать новые пути развития творчества. А если новая работа хоть немного будет лучше предыдущей, то вы на правильном пути. Удачи вам, начинающие художники, ведь все мы начинающие, правда?


  • Сайт
  • Магазин