Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Выбор места при рисовании с натуры. Положение художника относительно модели.

  Когда ученики рисуют с натуры в классе, я постоянно проверяю точку обзора, которую они выбрали относительно натюрморта, и даю рекомендации, как лучше установить мольберт и с какой стороны смотреть на натюрморт во время рисования.

При рисовании портрета положение художника тоже очень важно, ведь нужно учесть столько факторов сразу: с какой стороны лицо портретируемого наиболее выразительно, как распределяется свет по форме головы, с какой точки зрения форма лица и его частей наиболее понятна и удачна для портретного изображения. Давайте разбираться в тонкостях удачного положения художника по отношению к натуре.

  1) Какая рука у вас рабочая: правая или левая?

   Для начала определяемся с этим. Дело в том, что во время рисования начинающие художники часто ставят мольберт так, что заслоняют им натуру или перекрывают рабочей рукой рисунок во время работы. Не надо так. Мольберт ставим по отношению к постановке бочком, по диагонали, так, чтобы смотреть на модель через нерабочую руку (т.е. если вы правша - поворачиваемся левым боком к модели, если левша - правым). Так будет удобно смотреть и на модель, и на рабочую поверхность рисунка одновременно, и выглядывать из-за мольберта не придётся.

  2) Пока постановка не закончена, лучше не обустраивать рабочего места.
   Дождитесь, когда учитель закончит ставить натюрморт или организует среду для модели, установит освещение и распределит детали. Вдруг, с места, которое вы случайно выбрали, что-то будет выглядеть не очень выразительно: свет прямой и не выявляет формы, предметы стоят друг относительно друга как на параде, выстроившись в одну линию, или по компоновке именно с этого ракурса натюрморт делится визуально на 2 части, или основной предмет натюрморта расположен по центру? Конечно, можно всё изменить и поправить у себя в рисунке сразу, но зачем выполнять лишнюю работу? Лучше дождаться своего часа и, не торопясь, выбрать удачную точку зрения на постановку по живописи или по рисунку.

  3) Пришли, увидели постановку и быстро уселись - тоже не вариант.
   Не беспокойтесь, ваше положение художника относительно модели никто не займёт. В любом случае, можно договориться, чуть повернуться и - вуаля - всем всё хорошо видно. Посмотрите на постановку со всех сторон, обойдите натюрморт или модель слева и справа, приглядитесь, откуда предметы и формы будут выглядеть лучше, где проявляется объём и красота освещения. И уже когда твёрдо решили рисовать именно с выбранной стороны, устанавливаем мольберт и всё остальное.

  4) Выполняем пробные эскизы.
   В идеале выбрать несколько удачных положений относительно модели для художника и сделать небольшой эскиз с каждого из них, если, конечно, время позволяет. Такое бывает: понравилось одно положение, а удачно нарисовать портрет получилось лучше всего с другого. Дело в том, что человеческий глаз сам отбирает то, что его больше всего поразило и привлекло. А уже потом, получив первое впечатление, мы начинаем подробно рассматривать модель. И вот в этот момент “всплывают” ненужные детали и мелкие неудачные случайности - странная складка, двойной свет, неудачное расположение тёмных и светлых пятен в работе художника. Облегчите свою творческую работу, выполнив пару эскизов, не жалейте времени - оно окупится сторицей, если не придётся ничего двигать и перекомпоновывать в рисунке.

  5) Ищите необычные, особенные, красивые ракурсы.
   Посмотреть на модель снизу или сверху бывает не только интересно, но и полезно. Необычный взгляд на уже привычные предметы, лица, элементы интерьера освежает художественное видение, помогает мыслить нестандартно и создавать действительно красивые, необычные картины даже в рамках обучения рисованию.

  6) Подумайте, все ли элементы постановки вам нужно рисовать.
   Случается, что незначительные детали нарушают общий строй этюда или рисунка, а художник битый час пытается вместить в свой рисунок каждую веточку или ягодку букета. Иногда для выразительности главного приходится чем-то жертвовать. Подумайте над этим, когда расположитесь перед чистым листом во время рисования. Используйте видоискатель в пропорции формата вашей картины или рисунка или сложенные рамочкой руки: проверьте, всё ли войдёт в вашу работу. Компоновка - наиважнейшая часть работы над рисунком.

  7) Найдите комфортное положение для мольберта.
   Вот теперь уже можно основательно располагаться на рабочем месте художника. Только когда ракурс выбран, эскиз нарисован и с компоновкой постановки всё решено, устанавливаем оборудование. Проверяем угол наклона мольберта - удобно ли вам будет так видеть рабочий лист, есть ли пространство слева и справа, отделяющее вас от других учеников, не тесно ли. Свобода рабочей руки помогает не отвлекаться от главного.

  8) Проверяем соразмерность частей постановки с вашего положения - выглядит ли она цельно.

   Проверьте, нет ли в постановке, при взгляде на неё с вашего ракурса, неудачного деления пополам по вертикальной или горизонтальной осям, не расположен ли главный предмет в геометрическом центре листа. В любой картине или рисунке есть энергетические линии и точки. Художники используют их с умом и, бывает, умышленно располагают в них важные элементы, но только в случае, если речь идёт о композиции (т.е. о сочинении картины). При рисовании с натуры, таких точек и линий лучше избегать, расположение в них элементов постановки считается ошибкой. Поэтому, двигаем предметы и объекты в листе, чтобы не попасть в опасную зону, в соответствии с законами зрительского восприятия. Избегаем линий крестовины (вертикали и горизонтали, делящие лист строго пополам), диагоналей, геометрического центра и 2-5 см полей у краёв листа. Подробнее поговорим об этом в другой статье.

  9) Предусмотрите место для отхода.
   Во время рисования художники отходят от работы достаточно часто для проверки и пропорциональных соотношений частей, для уточнения общей структуры; для того, чтобы увидеть всю картину в целом. Рассчитайте пути отхода. Чтобы не выбираться из-за мольберта как их кустов чертополоха, установите его изначально так, чтобы в любой момент можно было прервать занятие рисованием, отойти от рисунка на пару шагов (в идеале, на 2-3 размера холста или листа) и оценить всю рабочую ситуацию. Не пренебрегайте проверкой, не забирайтесь со своим мольбертом в самые “дебри”. Необычный ракурс не так важен, как комфортные условия для рисования.

  10) Выделите ключевые особенности постановки.
   Прежде чем начать рисовать, решите для себя, почему вас привлёк именно этот ракурс, именно это положение по отношению к элементам постановки, именно это освещение? Например, потому что все предметы в натюрморте разные по размеру и фактуре,потому что они удачно перекрывают друг друга или потому, что так легче всего “читается” плановость. Определились? А теперь постарайтесь обострить именно эти качества и особенности вашего положения относительно модели в своей работе. Подчеркните контраст форм предметов, усильте цветовые рефлексы предметов друг на друга, укрупните в листе части тела натурщика, которые повёрнуты к вам, обострите черты лица. Так работа будет интересней и превратится из банальной ученической в необычную творческую, сохраняя поставленные задачи.

  Итак, положение художника имеет огромное значение, а выбор точки зрения на модель решает не только базовые задачи обучения рисованию, но и приучает художника думать, размышлять, визуализировать, находить новое, творческое, необычное даже в самом скучном будущем рисунке. А развитие креативности для художника важно не меньше, чем базовая изобразительная грамота. В случае с сегодняшней темой, одно дополняет и обогащает другое: улучшается компоновка в листе, коммуникация между учениками-художниками в классе, приходит осознание рисования, как серьёзного, последовательного, творческого процесса. Поэтому дерзайте, экспериментируйте, пробуйте что-то новенькое - пусть всё получается на вашем пути к долгожданной мечте - красиво и правильно рисовать.


  • Сайт
  • Магазин