Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как оформить картину? Подбор рамы к картине.

  Написать картину для художника - полдела. Выбор оформления для готового произведения тоже имеет большое значение, ведь приходится думать о том, где картина будет висеть, какое настроение она задаёт, к интерьеру в каком стиле подходит и так далее. Кроме того, правильно подобранное оформление в багет подчеркнёт достоинства живописи, скроет недостатки и вообще, сделает произведение элегантным, нарядным, подчеркнёт его уникальность, добавит картине ценности.

И не всегда дорогой багет подходит для этой цели лучше всего - у каждой картины свой особый стиль, энергетический настрой, колористическое решение и особенности техники художника. В идеале, обратиться за оформлением картины к профессионалу в багетную мастерскую, но кое-какие базовые правила оформления картины художнику лучше знать самому.

  Итак, небольшая шпаргалка по подбору багета к картине.

1) Чем больше картина, тем шире рама. Представьте себе монументальное полотно 1,5х3 метра; картину среднего размера, скажем 50х70 сантиметров и миниатюру - 20х30 сантиметров, оформленные в стандартной ширины раму. В первом случае, картина поглотит оформление и будет выпирать из него наружу визуально - для крупных полотен, тем более, находящихся в просторных помещениях с высокими потолками и рамы должны быть массивными. Они подчеркнут величину объектов интерьера, пространственную глубину и, конечно, внушительные размеры самого полотна. Во втором случае рама будет в самый раз - это ходовой интерьерный размер картины, обычный багет разрабатывается именно для них. В третьем варианте изображение “пропадёт” под давлением рамы - зрителю будет сложно не только рассмотреть детали картины, но и саму картину, даже если она будет висеть на самом видном месте. Да, иногда для крохотных миниатюр специально создают широкое массивное обрамление для того, чтобы подчеркнуть камерность и изящность изображения, но это совсем другой случай.

2) Для тёплого колорита выбираем “золото”, для холодного - “серебро”. Металлизированное покрытие рамы ни в коем случае не может спорить с общим колористическим решением полотна. Самая удачная рама та, что является продолжением картины. То есть зритель будет видеть само изображение, а не то, во что оно “одето”. Диссонирование тепла и холода в самом произведении и раме отвлекает зрителя от созерцания картины и вводит в недоумение. Подбираем тёплые оттенки - к тёплым, холодные к холодным.

3) Фактуры картины соответствуют фактурам рамы.

Если на картине изображена строгая архитектурная панорама - выбираем гладкие поверхности рамы для оформления, если деревья с шелестящей листвой и цветущие поля - можно подобрать раму с лепниной подходящей по размеру фактуры к мазкам кисти на картине. Даже если вам очень нравятся витиеватые цветочки и кудрявые орнаменты в стиле барокко, не стоит выбирать такое обрамление для современной, лаконичной и цветной живописи, а вот для классической гладкой тональной интерьерной живописи они будут как нельзя кстати. Обратите внимание на оформление картин в музеях - рамы подбираются именно по этому принципу.

4) Яркая картина = насыщенная цветная рама. Классический золотой багет хоть и выглядит элегантно и весомо, но плоскостную, декоративную, энергичную живопись он только портит. Для ультрацветных, контрастных, экспрессивных работ больше подойдёт подобранная по цветовому оттенку яркая, насыщенная, лаконичная рама без фактур и тонировки. Гладкая, цветная живопись - рама такая же. Кстати, картины написанные сочными цветами мастихином в таких цветных рамах тоже смотрятся очень выигрышно. Попробуйте сами.

5) Открытая композиция - тонкая, лёгкая рама; закрытая - классический вариант. Если части изображения срезаются краем картины и вообще, все изображённые на полотне элементы стремятся вырваться визуально за края формата, то рама им будет только мешать произвести задуманное художником впечатление. Поэтому, такие работы либо вообще не оформляют в раму, в классическом её понимании, либо делают её условной: подбирают тонкую гладкую рамку, не мешающую воспринимать изображённое на картине. Для замкнутой классической композиции рама необходима традиционная, багетная, подобранная по всем вышеперечисленным пунктам.

6) Рама соответствует интерьеру. Немаловажно продумать и то как оформленная картина будет выглядеть на стене: цвет мебели, самой стены, общий стиль интерьера зададут не только выбор сюжета и стилистики самого изображения, но и рамы для картины. Для светлой комнаты с обилием белой и бежевой мебели лучше выбрать нежно-молочную белую, или светлого дерева раму. Для барочной гостиной или кабинета с дубовыми книжными полками - широкую, тёмную или позолоченную, для кухни - не слишком тёмную, цветную и так далее.

7) Можно вообще обойтись без рамы. В особых случаях, например для выставки свободного демократического характера выкрашивают торцы холста краской подходящего цвета, выбирают простое обрамление из крашенной тонкой рейки. Кстати, в современных европейских интерьерах так оформленные картины выглядят очень свежо, мило и стилистически удачно. Стиль лофт, этно и другие могут позволить себе такие смелые, стильные эксперименты.

8) Стилистика важна. Стиль и характер написания картины диктует и подбор рамы, например, современная условная или абстрактная живопись или яркий экспрессивный пейзаж в золотой тяжёлой раме будет выглядеть “дорого-богато”, но никак не эстетично. Поэтому, если есть сомнения в том, как и во что оформить картину, не торопитесь - лучше тщательно всё продумать и выбрать. Испортить хорошую живопись неудачным оформлением легко, например, глухим коричневым или серым можно подчеркнуть блёклые грязноватые мазки вместо сочных цветных. И вуаля - насыщенная эмоциональная живопись станет невнятной, беспомощной, неудачной в такой серо-коричневой раме. Сколько раз я видела подобные ошибки!

9) Пышность и блеск рамы не должны отвлекать от картины. В некоторых случаях шикарные рамы в руку толщиной с золочёными вензелями подходят к картине удачно, но, во всём должна быть мера. Не забывайте, что рама всё-таки дополняет или улучшает произведение, а сама картина первична. Приложите кусок багета или готовую раму к картине, вглядитесь, не перебивает ли внимание фактурные завитки, вспышки золота или обилие насечек?

10) Качество имеет значение: дерево добавит произведению статусности; пластик - современности, демократичности. Это особенно важно, если вы или ваши заказчики собираетесь преподнести картину в качестве подарка. Для демократичного жилого интерьера или учреждения пластиковая рама удачный вариант: она не требует особого ухода, легко заменяется по мере надобности и выбор цветов и фактур таких рам достаточно широк - можно выбрать и яркую, и классическую, и золотую любой ширины. Для статусного кабинета или парадной гостиной с предметами мебели из натурального дерева, лучше заказать деревянный багет хорошего качества. То же самое касается эко-интерьеров ведь натуральное дерево не только хорошо выглядит, но и создаёт атмосферу и комфорт.

  Разумеется, в любом правиле есть исключения и всё вышеописанное, в особых случаях, можно подвергнуть сомнению, но в большинстве своём, эти условные положения работают. Проверено на себе многократно, а также на опыте моих учеников, которые активно участвуют в выставках и выполняют картины на заказ. Просто попробуйте применить несколько пунктов статьи к своим работам и их оформлению - вариант вас не разочарует. Этих же правил, кстати, придерживаются и сотрудники багетных мастерских, ведь работают в них обычно люди с художественным образованием, способные оценить качество и стиль живописи любого уровня и достойно подать даже самое невзрачное, на первый взгляд, произведение. А теперь основными секретами оформления картин владеете и вы. Желаю удачного обрамления вашим картинам и творческих успехов вам, дорогие художники!


  • Сайт
  • Магазин