Художественная Школа Jotto помогает взрослым и подросткам (от 10 лет) научиться профессионально рисовать по авторской системе Екатерины Крюковой. г. Екатеринбург, ТЦ Дирижабль 3этаж-оф-5 +7(922)115-75-74

Как использовать карандаши разной мягкости? Оттенки тона в рисунке карандашом. Часть II.

* Перед тем, как начать рисовать, определитесь с диапазоном светлоты в рисунке.

  Прикиньте, какие по тону будут основные пятна и какие карандаши подойдут для каждого отдельного участка. Основных тонов должно быть 3-4, не более.

Детали и мелочи не в счёт. Чтобы лучше определить, какие по темноте пятна будут основой рисунка, можно посмотреть на модель, слегка расфокусировав зрение (или снять очки/линзы если они вам помогают видеть лучше в обычной жизни). Или взглянуть на модель вскользь: смотрим не на саму модель, а рядом с ней - детали не выявляются, расплываются, фокуса нет. Таким образом модель в освещении разложится на абстрактные пятна разной массы, характера и темноты.

  Это-то нам и нужно.

  Берём небольшой кусочек бумаги и выполняем опорную тональную схему будущего рисунка. Ещё раз повторюсь, рисуем в данном случае не предметы со всеми их деталями: ручками, носиками, фактурами, бороздками; не лица с глазами, ушами, родинками и так далее; не фигуры с руками, ногами, ногтями, волосами, а пятна! Разбиваем изображение на плоские пятна, а уже на основе них будем рисовать всё остальное.

  На эту схему будем ориентироваться всё время, пока рисуем - из неё ничего не должно выбиваться. Если вдруг внутри большого тёмного пятна пиджака случайно появился резкий белый платочек в процессе рисования, - это ошибка. В схеме такого не было, значит снижаем контраст, то есть делаем платочек темнее по тону, чтобы он отличался от пиджака едва-едва.

* Старайтесь использовать штриховую манеру, сгущая штрихи для усиления тона.

  Так будет удобнее набирать тёмные и серые постепенно. Особенно это правило важно в академическом методе рисования, когда тон в рисунке набирается постепенно от теней: сначала условным серым проходим лёгкой тушёвкой все тени (и собственные, и падающие), потом усиливаем, обозначаем контрастнее границу между светом и тенью, тем самым выявляя рефлексы. Затем уже начинаем сравнивать отдельные элементы рисунка (модели) по тону друг с другом и уточнять эти отношения в рисунке. Потом моделируем форму.

  Каждый этап в рисунке, каждый шаг - новый слой штриховки, а то и не один. Постепенно, наслаивая штрихи друг на друга, затемняем необходимые участки. Ведём рисунок от тушёвки к штриху (даже тушёвку лучше рисовать рыхлыми штрихами с просветом, только карандаш держим почти параллельно бумаге). В начале работы над рисунком карандаш почти прижат боком к рабочей плоскости, постепенно, в процессе отрисовки, он принимает всё более вертикальное положение по отношению к листу. Соответственно, чем более завершённый рисунок, тем более жёсткие, резкие, звонкие штрихи стоит использовать. Не забывайте про просветы между штрихами, пусть небольшие, но они обязательны - именно за счёт них в рисунке появится воздух и пространство и даже самые тёмные места не будут выглядеть глухими “чёрными дырами”.

  Завершаем рисунок тонкими чёрными ювелирными штрихами, уложенными по форме, потому что именно штриховка сеточкой лучше всего выявляет форму в рисунке.

* Нажим имеет значение, но рука не должна уставать во время рисования.

  Обычно, когда начинающие художники только привыкают рисовать на мольберте (а это единственный верный способ научиться рисовать хорошо, так как рабочее поле листа в таком положении художник видит полностью, без искажений, чего нельзя сказать о рисовании на горизонтальной поверхности, например, на столе), поэтому у них сильно устаёт рука в запястье, локте и верхняя часть спины. Это нормально. Так активируются рабочие мышцы. Но, если вы рисуете постоянно и рука устаёт, нажимать на карандаш становится труднее - лучше сменить грифель на более мягкий. Нажим в рисунке необходим, особенно в тех участках, где хочется показать характерную фактуру: волосы, шерсть, волокна травы, или ткани, грубую решётку и другое. Используйте мягкие карандаши (от 2B - 3B до 5B - 7B).Более высокая мягкость карандашей 10B - 16B используется в скетчах и набросках. Делать быстрые зарисовки, сразу намечая основные формы, выделяя главное, при помощи нажима, и полутона, линией и пятном, такими супермягкими карандашами особенно удобно. И рука не устаёт, и эффект яркости, контраста удаётся передать.

* Рисунок мягкими карандашами обязательно фиксируем лаком для волос или специальным аэрозолем для пастели или графики и перекладываем бумагой или калькой.

   Со временем, особенно если постоянно вынимать и рассматривать, рисунки вытираются, контрасты ослабевают, штрихи размазываются. Даже если просто провести пальцами, едва касаясь, штрихов, положенных мягким карандашом, можно увидеть растираемый след. Чтобы сохранить рисунки, выполненные карандашом на несколько лет подольше, лучше принять определённые меры сразу после рисования. Я рекомендую сбрызнуть работы лаком для волос, но не много, и распылять лак на расстоянии около 50 сантиметров от рисунка, не ближе, чтобы избежать ненужных пятен. Это поможет немного зафиксировать верхний карандашный слой. Конечно, рисунок будет растираться, но уже не так сильно. И уж конечно, следует переложить свои графические работы, нарисованные карандашом, листами тонкой бумаги или кальки, чтобы не пачкать тыльную сторону рисунка и, тем самым, не растушевать штрихи и пятна на лицевой стороне. По мере надобности эти листы-прослойки можно заменить, во избежание грязи.

* Нет готовых рецептов, какую мягкость карандаша в каком случае использовать. Всё очень индивидуально и зависит от ситуации.

  Качество рисования и тональность в рисунке каждый художник выбирает сам, потому что задачи в каждом рисунке свои, техника рисования, темперамент и манера - уникальны, а размер изображения и степень детализации могут меняться. В каждом конкретном рисунке - свой набор карандашей по мягкости и остроте заточки, своё качество бумаги и графита. Какой карандаш выбрать? Поможет практика, экспериментируйте, рисуйте, упражняйтесь и нарабатывайте свои собственные решения различных задач в рисовании. А это намного важнее и ценнее, чем пара универсальных советов со стороны.

* Развивать тональное видение можно, если рисовать не только схемы-эскизы будущего рисунка в тоне, но и разбирать на тональные пятна шедевры мирового искусства.

  Выполнять графические схемы картин не только полезно, но и достаточно увлекательно: разобраться, почему так запоминаются каждому зрителю пятки на картине Рембрандта “Возвращение блудного сына” можно, если нарисовать тональную схему картины. Выступающие из большой темноты светлые пятна, естественно, сильно впечатляют. Или, например, почему, так и хочется смотреть именно на девочку в голубом в полотне Веласкеса “Портрет Инфанты Маргариты”? На графической схеме видно, что это самое светлое, самое контрастное пятно во всей работе. Вот и смотрим мы на саму портретируемую и не можем оторваться, хотя рядом полно народа - тут и родители инфанты, и фрейлины, и автопортрет художника и даже большая собака. А что если использовать эти приёмы в своих рисунках? Как вам такое предложение, дорогие художники? Давайте попробуем.

  Как вы успели заметить, рисунок простым карандашом - это целая наука. Важна каждая мелочь: мягкость карандаша, сила нажатия на грифель, темнота или светлота, контраст, фактура, расположение пятен. У вас есть теперь прекрасная возможность применить на практике всё, о чём  вы только что прочли. Буду рада обратной связи от вас: напишите в комментариях, понравилась ли вам статья, была ли она полезной, как удалось использовать советы в практическом рисовании. Буду рада так же и новым предложениям для статей - какие темы вам интересны? О чём мне стоит написать подробнее?

  Творческих вам успехов и качественных рисунков карандашом!


  • Сайт
  • Магазин